ЧЕЧНЯ. Мовлади Удугов (настоящая фамилия - Темишев) родился в чеченском селении Герменчук в 1962 году. Тягу к журналисткой работе будущий идеолог Ичкерии почувствовал еще в юности - работал в местной газете "Комсомольское племя". Затем пытался поступить на журфак МГУ, но не прошел по конкурсу. Окончил экономический факультет Чечено-Ингушского университета, возможно также учился в Санкт-Петербурге.
Известно, что Удугов пытался вступить в КПСС, но не был принять из-за националистических речей. В студенчестве еще и попал под уголовное дело за мошенничество. Из-за чего, скрываясь от следствия, сменил фамилию отца на фамилию матери. Работал редактором местной газеты.
Свою политическую карьеру Удугов начал при Джохаре Дудаеве в 1991 году. Дудаев заметил активно выступавшего на многотысячных митингах журналиста. Джохар назначил Удугова своим пресс-секретарем, а также министром информации Чеченской Республики Ичкерия. Параллельно Удугов руководил чеченским новостным телеканалом "Кавказ".
В первую чеченскую Удугов вел собственную активную войну против федералов. Он четко и быстро учитывал все стратегические ошибки российского командования на поле информационных сражений. Например, Удугов отлично понимал, как остро прессе нужны горячие факты и новости. И пока российские генералы прятались от журналистов, чеченский министр постоянно подавал пишущей и снимающей братии самые последние сводки с фронтов. Естественно, в своей интерпретации.
На великолепном русском языке, без единой нотки акцента, улыбчивый Удугов рассказывал российским и мировым журналистам о "концлагерях федералов в Моздоке", без тени сомнения отрицал факты присутствия наемников на стороне Дудаева ("ну кроме двух украинцев-добровольцев"), во всеуслышание говорил что "русскую армию бьют полураздетые крестьяне". Он же запустил до сих гуляющий по соцсетям фейк о грядущем уничтожении всей Чечни федералами.
Слова чеченского министра информации тут же разносили и тиражировали ведущие СМИ. За свои пропагандистские речи Удугов получил от русских журналистов и их западных коллег кличку "чеченский доктор Геббельс".
Не гнушался Удугов и откровенным подкупом российских журналистов. Кто-то за репортаж "в поддержку Ичкерии" мог получить от министра деньги, кто-то - хорошую машину. А кто-то - эксклюзивное интервью с самим Джохаром Дудаевым, за которое можно было заработать премию и повышение в редакции.
После первой чеченской войны Удугов занял чисто проваххабитскую политику. Пытался избраться и в президенты Ичкерии, но на выборах 1997 году получил лишь один процент голосов избирателей - чеченцы все же любят воинов, а не болтунов.
В 1999 году Удугов безоговорочно поддержал рейд Басаева и Хаттаба на Дагестан и начал активно готовиться к новой пропагандисткой войне с Россией. Но во вторую войну наученные горьким опытом российские военные и журналисты действовали уже не так топорно, как в первую. Появиться на федеральных каналах Удугову больше не дали, топовые московские журналисты к нему в штаб кататься перестали. В итоге все свои задачи Удугов провалил и уже в 2000-м году из Чечни уехал. Почему, собственно, и остался жив, в отличие от других лидеров мятежной Ичкерии.
Мовлади Удугов был известен своими антисемитскими речами, что, впрочем, не мешало ему находить общий язык с Борисом Березовским.
Где точно сейчас скрывается Удугов - никому неизвестно. Последний раз бывшего министра видели в Праге еще в конце нулевых годов. Сам он предпочитает "не отсвечивать" и не появляться на экранах. Знает, что за них охотятся российские спецслужбы и лично Рамзан Кадыров, называющий его "наркоманом".
По одним данным, Удугов прячется в Европе, по-другим - в Турции. Последние его места работы - посты редактора сайта сторонников Ичкерии "Кавказ-центр" и главы информационной службы в "имарате Кавказ". С последнего Удугов снял лично Доку Умаров - за выбалтывание фактов "для служебного пользования".
К слову, официально Удугов на Западе террористом не признан, что весьма странно и подозрительно.