ЧЕЧНЯ. В идеологической противостоянии времен первой чеченской войны федеральные силы потерпели сокрушительное поражение. Считается, что проиграна пропагандистская война была одному человеку - министру информационной политики Мовлади Удугову, прозванному за методы работы Чеченским Геббельсом. Как сложилась его дальнейшая судьба.?
Мовлади Удугов родился в 1962 году в чеченском селе Герменчук (по другим данным - в Грозном). Принадлежит к тейпу Шерди. При рождении носил фамилию отца - Темишев. Но затем, еще на излете СССР взял фамилию матери, под которой, попав под уголовное дело за мелкое мошенничество, скрывался от милиции.
В юности работал на родине в газете "Комсомольское племя". Затем пытался поступить на журфак МГУ, но не выдержал вступительных экзаменов. Зато окончил экономический факультет Чечено-Ингушского университета.
Свою политическую карьеру Мовлади Удугов начал с приходом к власти Джохара Дудаева в 1991 году. Новый чеченский лидер приметил активно выступавшего на многотысячных митингах в Грозном молодого журналиста. Дудаеву приглянулись националистические речи Удугова. Бывший советский генерал назначил Удугова своим пресс-секретарем, а попутно и министром информационной политики Чеченской Республики Ичкерия. Параллельно Удугов получил еще одно назначение - руководителя чеченского новостного телеканала "Кавказ".
В первую чеченскую войну Мовлади Удугов активно вел собственную войну против России. Он быстро осознал все стратегические ошибки российского командования в информационных битвах. Например, Удугов отлично понимал, как остро журналисты нуждаются в горячих новостях. И пока российские генералы скрывались от журналистов, чеченский министр информации регулярно выдавал прессе самые последние сводки с полей боевых действий. Естественно, со своей подачей.
На великолепном русском языке, без какого-либо акцента, улыбчивый Мовлади Удугов в своей знаменитой каракулевой папахе рассказывал прессе о "российских концлагерях в Моздоке", полностью отрицал любые факты присутствия наемников в армии ЧРИ ("ну, может, кроме двух заблудившихся украинцев-добровольцев"), во всеуслышание говорил что "огромную русскую армию бьют едва вооруженные ополченцы". Запустил и фейк о том, что федералы готовятся в скором времени уничтожить весь чеченский народ.
Слова Удугова тут же разносили и тиражировали ведущие российские и мировые СМИ. Журналисты же за репортажи "в поддержку Ичкерии" получали от министра ценные эксклюзивы, большие деньги, дорогие автомобили, приватные интервью с Шамилем Басаевым и Джохаром Дудаевым...
Мовлади Удугов, как и вся Ичкерия, активно сотрудничал с Борисом БерезовскимМовлади Удугов, наряду с Ахмедом Закаевым и Зелимханом Яндарбиевым, стал одним из трех лидеров боевиков, приехавших в Кремль весной 1996 года.
Между двумя чеченским компаниями Мовлади Удугов занял чисто проваххабитскую сторону. Пытался баллотироваться в президенты Ичкерии, однако на выборах 1997 года набрал всего лишь процент голосов избирателей - чеченцы исторически любят воинов, а не любителей работать языков. Был назначен Масхадовым первым вице-премьером Чеченской Республики Ичкерия по государственной политике и информации.
В 1999 году Удугов безоговорочно поддержал атаку боевиков Басаева и Хаттаба на Дагестан. И приготовился вести новую информацию войну против России. Но времена изменились. Появиться на федеральных каналах Удугову российские власти больше не дали, московских и мировых журналистов к нему не пустили. В итоге, все пропагандистские задачи Удугов с треском провалил и через грузинскую границу скрылся из Чечни в неизвестном направлении.
Ныне Мовлади Удугов укрывается в Европе. Ему уже за шестьдесят лет. Живет между Лондоном и Прагой, говорят, что ведет там красивую жизнь, снимает огромную виллу. Впрочем, стараясь особо "не отсвечивать", не давать интервью и вообще не появляться на экранах.
Удугов занимал посты редактора сайта сторонников боевиков "Кавказ-центр" и главы информационной службы в виртуальном государстве "имарате Кавказ". Однако с этих должностей Мовлади снял лично главарь имарата Доку Умаров - за разбалтывание фактов, предназначенных только "для служебного пользования". Более того, Удугов тогда пошел под шариатский суд, что дало ему еще один весомый повод сидеть тихо-тихо. Его разыскивает так называемая "прокуратура Ичкерии" - хочет "осудить за нападение на Дагестан лета 1999 года".
Вместе с Удуговым скрывается в Европе и его огромная семья - четыре жены, и как минимум, четверо детей с внуками.
Официально Мовлади Удугов на Западе, кстати, террористом по решению суда не признан. Поэтому шансы выдачи его российскому правосудия равны нулю.