ЧЕЧНЯ. Всем известно, что большая часть топовых персон времен Ичкерии были либо ликвидированы правоохранителями РФ, либо сейчас нашли политическое убежище за границей.Однако, некоторые все же смогли вернуться домой в Чечню - уже после возвращнение республики в конституционное поле. Дело в том, что для любого чеченца немыслима жизнь без родины - хотя бы на склоне лет вайнах должен вернуться домой, дабы обрести здесь упокоение.
Один из наиболее известных чеченских возвращенцев последних лет - легендарный "певец кавказского джихада" Тимур Муцураев. В 90-е годы его чуть хриплый убедил уйти воевать против федералов целое поколение юных чеченцев. Да и сам певец тоже был в рядах боевиков...
Тимур Муцураев
В 2000-м году Тимур Муцураев уехал в Турцию. Но в 2008-м году внезапно вдруг вернулся домой, где у него состоялся тет-а-тет разговор с Рамзаном Кадыровым. Сейчас Тимур Муцураев закрыто живет в родной Чечне. Никаких антироссийских песен, понятное дело, более не сочиняет, от интервью отказывается. Хотя немало российских и мировых журналистов мечтает сделать о нем репортаж. Занимает должность директора дома культуры в республике. Между тем "джихадисткие" его композиции в России запрещены вердиктом суда, за их прослушивание и распространение грозит уголовное наказание.
Бай-Али Тевсиев
Вернулся в Чечню и бывший муфтий Ичкерии Бай-Али Тевсиев. В 1999 году Аслан Масхадов без полагающегося на то согласия Меджлиса назначил Тевсиева муфтием ЧРИ вместо проявившего непокорность Ахмада Кадырова, отца Рамзана Ахматовича. В 2000 году Бай-Али Тевсиев уехал в Австрию, где оставался до самого 2009 года. Сейчас занимает пост заммэра Грозного по религиозным вопросам.
Казбек Махашев
Вернулся в Чечню бывший министр внутренних дел Ичкерии Казбек Махашев, один из ближайших сторонников Масхадова. Бригадный генерал и вице-премьер ЧРИ прилюдно покаялся в прошлых грехах, заявил, "что в Чечне в 1999 году царила совершенная анархия, власть захватили боевики, непонятно было, что за государство вообще строили, а у Аслана Масхадова никак не мог даже повлиять на ситуацию".
Кусама Масхадова
С разрешения Рамзана Кадырова вернулась в Чечню и Кусама Масхадова, жена второго президента Ичкерии Аслана Масхадова. В конце 90-х Кусама слыла серым кардиналом чеченской политики, часто помогая мужу принимать те или иные политические решение. В 2000-е годы много ездила по миру, добиваясь признания своего супруга единственным законным лидером Чечни. Однако Рамзан Кадыров разрешил оформить ей российский паспорт: "Мы с женщинами не воюем". Сейчас Кусама Масхадова закрыто живет в Чечне, с прессой не общается. Ее сын Анзор остался в Европе, где продолжает выступать с речами в поддержку отца.
Умар Хамбиев
Также вернулись в Чечню с разрешения властей бывший министр здравоохранения Ичкерии и генпредставитель Масхадова на Западе Умар Хамбиев.
Вернулись и бывшие депутаты парламента Ичкерии Вагап Тутаков с Турпалом Каимовым.
Естественно, это далеко не полный список "возвращенцев". Более того, думается, что процесс не окончен, и в Чечню могут вернуться и другие уцелевшие деятели эпохи ЧРИ, ныне еще остающиеся за границей.