ДАЙДЖЕСТ: |
Нация не рождается благородной, а становится ею в процессе нравственного воспитания. И это воспитание ребенок получает в первую очередь от любящей мамы. Образ женщины-матери у всех народов во все времена вызывал особые чувства. Ведь именно её мы благодарны за появление на свет, она никогда не учит нас плохому и всегда оберегает.
С малых лет мать приучает нас к устоявшимся народным традициям, приобщает к духовным ценностям. Историческая традиция чеченского народа определила для своей женщины значительное место. Об этом говорят фольклорные и литературные источники. В национальной мифологии она - мать огня, а огонь - это жизнь, это то, что помогает сохранить тепло, защититься от холода, приготовить пищу и т.д. Среди кавказских женщин - чеченка считалась самой верной спутницей мужа, потому что была самой свободной женщиной на Кавказе. Женщина была хозяйкой и украшением в доме. Она несла людям жизнь, мир, покой.
Вопреки многочисленным убеждениям чеченка никогда не была униженной и бесправной. Она имела не меньше прав чем мужчины. В прежние времена в чеченском обществе даже существовал некий институт женского самоуправления "Маьлха Аьзни" "Солнцеликая Азни". В каждом ауле из числа самых достойных избиралась молодая девушка, которая присутствовала на совете старейшин, и последнее слово в разрешении бытовых споров всегда принадлежало ей. Зачастую, когда у мужчин в бою уже практически не оставалось сил, на возвышенность взбиралась девушка и под веселые звуки гармони танцевала в белом национальном платье. Таким образом, с одной стороны она поднимала воинский дух у соплеменников, а с другой - вызывала обескураженность у врагов. Девушка танцевала до тех пор, пока ее не настигала вражеское оружие. Как правило, для этого отбирались 7 девушек и первая из них была именно Маьлх-Аьзни.
Значимость чеченской женщины можно определить и потому, как любой конфликт в обществе, даже бой между мужчинами, каким бы кровавым он не был, мог быть остановлен по воле женщины. Когда двое встретившихся кровников выхватывали кинжалы, чтобы нанести смертельные удары, остановить их могла только женщина, бросив между ними платок, снятый с головы. В соответствии с этим красивым и по-рыцарски благородным обычаем белый женский платок до сих пор в чеченском обществе является символом мира и добра.
Когда враг нападал на чеченскую землю, и мужчины готовились к ее защите, перед началом боя впереди войска выходила на белом коне самая достойная, самая красивая девушка в белом наряде. И бой начинался только после того, как она пускала первую стрелу в сторону врага.На страже чести и достоинства женщины стоял Мехк-Кхел, который сурово карал за оскорбление.
В чеченской женщине, наряду с внешней красотой, всегда ценились чисто мужские качества: активная жизненная позиция, ум, смелость, мужество, твердость воли, верность слову, терпеливость, сдержанность.
Но есть в истории чеченского народа и такие женщины, которые заслуживают отдельного признания и уважения. История о женщинах из аула Дади-Юрт спустя почти 200 лет до сих пор поражает любого слушателя. На рассвете, 15 сентября 1819 года, (в годы Кавказской войны) по приказу Ермолова царские войска напали на мирное селение Дади-Юрт, расположенного на правом берегу Терека. Данный аул считался тогда одним из красивейших на чеченской земле. Он славился храбростью и трудолюбием жителей, красотой, благородством и скромностью женщин. Именно поэтому он и был выбран Ермоловым, т.к. его покорение стало бы устрашающим фактором перед жителями других чеченский селений. Однако, во время боя, защитники аула проявили чудеса храбрости. Их имена, овеянные славой, до сих пор остались в горских песнях и легендах. Но царские войска не удивлялись храбрости и мужеству горцев - они уже не раз убеждались в их феноменальной отваге, им были знакомы их презрение к опасностям и равнодушие к боли, отсутствие страха перед лицом смерти. Военных поразила и восхитила отвага чеченских женщин.
Бесстрашные воительницы - Айбика, дочь основателя аула Дади Центороевского с другими девушками, собравшимися перед мечетью, игрой на медной чаре и песнями вдохновляли защитников селения, помогали перевязывать раны и подносили мужчинам боеприпасы. Вскоре у защитников аула кончились ружейные заряды. Чеченцы бросались с кинжалами на штыки, но не сдавались. Под стать им были и женщины. Они бросались с кинжалами на солдат и умирали на штыках. Ужасный бой продолжался пять часов, и селение было взято. Аул был уничтожен до основания. Среди захваченных в плен оказались 46 молодых девушек. Во время переправы через Терек, не желая переносить унижения и надругательства в плену, они бросились в бурную реку, хватая и унося с собой своих конвоиров. Позору в этой жизни они предпочитали смерть...Узнав об очередных зверствах своих подопечных, император Александр Первый открыто выразил свое неудовольствие генералу Ртищеву и "рекомендовал водворить спокойствие на Кавказской линии дружелюбием и ласковым снисхождением...". Когда о храбрости женщин Дади-Юрта рассказали Президенту Чеченской Республики он не долго думая принял решение увековечить их память. В нынешнем году впервые в республике будет отмечен новый праздник - День чеченской женщины. (3 февраля). Третье воскресенье сентября станет одним из главных праздников у чеченцев, и будет стоять третьим в ряду праздничных дней после праздников Ураза-Байрам и праздника Курбан-Байрам.
Чеченский народ имеет трудную историю, тяжелую судьбу. И чеченка брала на себя в равной с мужчиной степени ответственность за нее. Вот почему активная жизненная позиция - это характерная черта и современной чеченской женщины. Мужчины чеченского народа, на долю которого непрерывно выпадают тяжелые испытания, всегда знали цену женщине, способной в трудный момент подставить свое хрупкое плечо, и быть верным другом, соратником, помощником. Чеченская женщина во все времена на своих плечах выносила тяготы и лишения, связанные с трагическими событиями истории народа в XVIII-XIX веках, в период депортации народа, а также во время двух военных кампаний.
За последние годы чеченская женщина не раз доказала, что готова отдать все свои силы ради спасения близких, во имя спасения нации. А те, кто забывает о чести и совести, они есть всюду, у любого народа и, может быть, больше, чем у нас. Говорить, что мы не изменились нельзя, потому что это не так. Век прогресса каждый день вносит в нашу жизнь свои коррективы и это отражается на образе жизни современных чеченцев, на их морально-нравственном поведении. Но, несмотря на то, что мы называем хранительницей нации именно женщину, не одна она повинна в том, что сегодня происходит в этой суровой жизни. Женщина как была матерью или сестрой так ей и остается. Она всегда первой придет на помощь в самое трудное время. Об этом свидетельствует и тот факт, что в период двух чеченских кампаний именно женщина не допустила гуманитарной катастрофы. Во время тотальной безработицы в Чечне, женщины кормили свои семья, зарабатывая торговлей. А сколько было случаев, когда они спасали жизни своих мужчин и им были не страшны взрывы артиллерийских снарядов и авиабомбежек, многочисленные издевательства на постах или в дороге со стороны военных. Но они продолжали подвергать себя нечеловеческим тяготам, чтобы сохранить семейные очаги, чтобы спасти от голодной смерти родных.
Сегодня мы мало знаем о знаменитых чеченках, но не упомянуть легендарную Лялю Насуханову было бы несправедливо. Именно она стала первой летчицей - чеченкой, заслуженным мастером спорта СССР по самолетному спорту. В 1964 году ее назначают командиром авиационного звена. До нее ни одна женщина в бывшем Советском Союзе не удостаивалась такой должности на реактивных самолетах-истребителях. Четыре раза она пыталась попасть в отряд космонавтов Советского Союза, но клеймо представительницы народа спецпереселенца каждый раз давало о себе знать. У неё была интересная и уникальная судьба. Насуханова проработала в авиации 23 года, последние четыре из них была командиром звена реактивных истребителей "МИГ-17". Время, проведенное ею в небе, в общей сложности составляет более 2,5 тысяч часов. Она совершила более ста прыжков с парашютом, обучила летному мастерству более двухсот молодых специалистов и вошла в десятку лучших летчиков СССР. Она мечтала вновь увидеть свою родину мирной и благополучной, но, увы. Ляля Насуханова скончалась после продолжительной тяжелой болезни в январе 2000 года, незадолго до этого отметив свой 60-летний юбилей. В связи с военными действиями в Чеченской Республике она была похоронена во Владикавказе.
Раиса Ахматова всенародно признанная народная поэтесса Чечено-Ингушетии. Свыше 20 лет она являлась председателем правления Союза писателей Чечено-Ингушетии. Ее политическая деятельность и успехи в творчестве были отмечены высокими правительственными наградами того времени. А кто не слышал имени непревзойденной Баны Гайтукаевой или Мрьям Айдамировой? Эти женщины внесли большой вклад в культуру республики. Менее известны сегодня нам имена Заремы Ибрагимовой - старшего научного сотрудника Центра Арабских исследований Института Востоковедения РАН или имя Зулай Хамидовой, которая в нашей истории стала первой женщиной доктором филологических наук. Нельзя обойти и Аймани Кадырову. Помимо многих человеческих качеств, природа наделила её золотым сердцем. Вот уже 5 лет она стоит во главе Общественного регионального фонда имени Героя России Ахмата Кадырова. Ежедневно на ее имя поступает около ста писем с просьбой о помощи, и ни одно из них не остается без должного внимания. Все эти женщины имеют свои заслуги и свое признание, но в одном они едины. Ведь какими бы сильными они не были, какие бы подвиги они не совершали - они всегда остаются, прежде всего, женщиной: хрупкой и нежной, любящей и красивой....
Каждый раз, когда наш народ испытывает катаклизмы, нашей женщине достается больше всего. При этом, когда в результате потрясений происходит деградация общества, ослабевают морально-нравственные устои и во всех грехах опять же обвиняют женщину.Каждая эпоха приносила ей новые испытания.
Сегодня мы современная мода диктует, что и где одевать, и эту моду мы всячески отвергаем её. Но при этом мы забываем, что чеченская женщина никогда не носила паранджу, но одежда и изящный платок на голове подчеркивала ее природную красоту. Чеченская женщина всегда была равной среди равных+Во все времена женщина-нохчи всегда была, прежде всего, матерью, хранительницей духовного очага нации, она закладывала и культивировала нравственно-этические начала, была первым наставником. Недаром на Востоке говорят: "Воспитывая мальчика, воспитываешь мужчину. Воспитывая девочку, воспитываешь нацию".
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство
АСТРАХАНЬ. 68% бюджета Астраханской области на 2025 год направят на социальную сферу
СЕВАСТОПОЛЬ. Проект севастопольской школы стал победителем Конкурса родительских инициатив
КБР. В КБР обсудили строительство объектов социальной инфраструктуры
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе 112-летие Качи ознаменовали созданием Аллеи памяти и славы