ДАЙДЖЕСТ: |
Известно, что русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, В. Короленко занимался и правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды он подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Предлагаем Вашему вниманию выдержку из книги Н.П. Гриценко "Истоки дружбы" (Гриценко Н.П. Истоки дружбы. Грозный, 1961) по этому поводу:
Выдающийся русский писатель В.Г. Короленко в своих публицистических выступлениях изобличал черносотенцев, которые всячески преследовали нерусские народы в целях разжигания национальной вражды. В 1907 году он выступил в защиту крестьян вотяков (удмуртов), обвинявшихся царской полицией в ритуальном убийстве. Его поддержали представители прогрессивной русской интеллигенции, и так называемое «мултанское» дело с позором провалилось. В годы чёрной реакции в памфлете «Бытовое явление» Короленко обвинил царское правительство в «оргии казней», в жестоком преследовании рабочих и крестьян после революции 1905–1907 годов. Он выступил в защиту горцев, в том числе чеченцев, которых часто без суда и следствия расстреливали.
О произволе военных судов над революционерами, прогрессивными деятелями, ни в чём неповинными людьми, в том числе бесправными горцами, В.Г. Короленко выступил в журнале «Русское богатство» с серией статей.
В статье «Черты военного правосудия» (Короленко В.Г. Черты военного правосудия. «Русское богатство», 1910, № 10.), опубликованной в 1910 году, В.Г. Короленко рассказал о судьбе чеченца Ильяса Юсупова. Сама суть дела состояла в следующем.
В начале 1899 года на хуторе владельца Денишенко Грозненского округа тремя чеченцами вечером были похищены вещи. Поднялся шум, началась стрельба. Самого хозяина хутора не было, а члены семьи неуверенно показывали, что один из грабителей как будто похож на Юсупова, который два года назад работал у Денишенко. За два года сам Юсупов обзавёлся хозяйством, имел жену, ребёнка и старика-отца. Когда вскоре прибыл на хутор сам Денишенко, он утвердительно показывал следователю, что один из грабителей был Юсупов, укравший не только вещи, но и сто рублей денег. На суде свидетели, в том числе и русские, показывали, что хозяин хутора «рассчитывал взыскать с Юсупова свои убытки, а показание о ста рублях они считали корыстной выдумкой»(Короленко В.Г. Черты военного правосудия, – «Русское богатство», 1910, № 10.). Боясь последствий ложного показания, Денишенко ещё до суда покинул Кавказ и вместе со своей семьей переселился в Закаспийскую область. Однако военный суд состоялся. Он признал неявку Денишенко законной. На суде все свидетели, в том числе и русские, дали показания в защиту Юсупова.
«Заседание было гласное, – пишет В.Г. Короленко, – и публика (как и сам подсудимый) совершенно спокойно ждала оправдательного приговора. Другого, по обстоятельствам дела, казалось, быть не могло. Однако Юсупова приговорили к смертной казни» (Короленко В.Г. Черты военного правосудия, – «Русское богатство», 1910, № 10.). Такое решение суда присутствующие восприняли с негодованием и возмущением. «В то самое время, как свидетели русские единогласно показывают на судебном следствии в пользу Юсупова», по некоторым намёкам чеченцев можно думать, что всем им хорошо известен настоящий виновник, «немного похожий на невинно осуждённого» (Короленко В.Г. Черты военного правосудия, – «Русское богатство», 1910, № 10.).
Грозненский житель Ширинкин, присутствовавший на этом суде, тут же написал письмо В.Г. Короленко. «От этого листка почтовой бумаги, – пишет Короленко, – на меня повеяло тем ужасом, какой пережили свидетели чудовищного приговора. Защитник Юсупова подал кассационную жалобу, но сам считал её безнадёжной. Меня, как столичного жителя и писателя, просили найти какие-нибудь «ходы», чтобы предупредить очевидное для всех, всем ясное, несомненное судебное убийство» (Короленко В.Г. Черты военного правосудия, – «Русское богатство», 1910, № 10.). Русские люди смело выступили в защиту чеченца.
Только энергичные действия Короленко спасли безвинного Юсупова от виселицы. Но пока шли переговоры и переписка между Петербургом и Тифлисом, осуждённый ждал своей участи. За попытку к бегству ранее приговорённых к смерти двух чеченцев тут же повесили, а Юсупова, освободив от смертной казни, снова судили гражданским судом и сослали на каторгу (Короленко В.Г. Черты военного правосудия, – «Русское богатство», 1910, № 10.). Дальнейшая судьба Юсупова неизвестна. Царские судьи сделали своё дело.
В этой статье В.Г. Короленко показал глумление царских чиновников над честными людьми.
М. Горький назвал В.Г. Короленко человеком с большим и сильным сердцем. «Но чуткие замечания В.Г. Короленко о мужиках, монахах, правдоискателях, – писал Горький, – обличали в нём человека, который не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами, той любовью, которая даёт мало наслаждений и слишком много страданий» (Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 14. М., 1951, с. 244.).
Н.П. Гриценко "Истоки дружбы" Гриценко Н.П. Истоки дружбы. Грозный, 1961
Л. Гудаев
Грузия вновь предложила роль посредника между Азербайджаном и Арменией
Эксперт: Для армянской общины США открываются новые горизонты в вопросе продвижения повестк
АРМЕНИЯ. Армения несерьезно относится к проблеме изменения климата – Баку