>АЗЕРБАЙДЖАН. Найти в Иране человека, который бы не знал имени Низами Гянджеви – задача довольно трудная: как не знать великого литературного классика? Его сборник эпических поэм "Хамсе", или "Пятерица", почти у всех на слуху, а трогательная история о Лейли и Маджнуне на протяжении столетий вдохновляла поэтов-потомков писать свои вариации. Ильяс Ибн Юсуф Низами Гянджеви (1141/43 – 1203/05) родился в Гяндже, где и получил образование. Он хорошо знал не только науки того времени (мусульманская теология и юриспруденция, астрономия, логика и др.), но и античную философию.
Также поэт был отлично знаком с арабо-персидской литературной традицией. По некоторым сведениям, Низами принадлежал большой диван лирических стихов, однако из лирического наследия до нас дошло немного. Главный же его вклад в персидскую литературу – это, несомненно, "Пятерица". Философско-дидактическое произведение "Сокровищница тайн" стало первой поэмой этого сборника. Написана она, вероятно, в промежутке между 1173-м и 1179 годами. Поэма состоит из своеобразных бесед, посвященных фундаментальным вопросам: сотворение Адама, соблюдение правосудия, превратности жизни, старость и т. д.
Второе полотно Низами – романтическая поэма "Хосров и Ширин" написана около 1181 года. Сюжет произведения частично взят из хроники эпохи Сасанидов, так что персонажи поэмы реальные исторические фигуры: персидский царь Хосров II Парвиз и его жена Ширин, о которой сообщают византийские источники. На примере Ширин поэт развивает идею о благотворной силе любви. Хосров изначально эгоистичен, его нрав необуздан и строптив, часто он совершает жестокие поступки, однако благодаря своей возлюбленной он меняет взгляд на мир и становится другим человеком. Несмотря на трагичный финал, произведение полно жизнеутверждающего оптимизма и веры в будущее.
Через восемь-девять лет Низами написал третью поэму – "Лейли и Маджнун", бессмертное произведение, вызвавшее множество подражаний на разных языках. За основу сюжета взята древняя арабская легенда. Кайс и Лейли, юноша и девушка из одного племени, любят друг друга, но окружающие осуждают чрезмерную силу чувств, которые проявляет Кайс. За это он получает прозвище Маджнун (Безумный). Тоскуя по Лейли, Маджнун слагает трогательные газели о своей любви, чем также вызывает нарекание соплеменников, поскольку прославлять женщину в стихах по бедуинским обычаям считалось позором. При жизни возлюбленные так и не соединились, и умерли в разлуке, однако в сознании Маджнуна они уже давно составляли единое целое. Важно, что поэма воплощает суфийскую концепцию платонической любви как ступени к постижению Бога.
Наставительный характер имеет четвертая поэма Низами – "Семь красавиц". В ней повествуется о сасанидском царе Бахрам Гуре, который на протяжении поэмы совершенствуется как справедливый правитель. В этом ему помогают семь красавиц, семь прекрасных жен из разных стран. Раз в неделю одна из них рассказывала шаху поучительную историю, восхвалявшую такие добродетели, как целомудрие, правдивость, великодушие и т.д.
В последней поэме цикла "Искандер-наме" также выводится образ идеального правителя, великого завоевателя Александра Македонского. В первой части поэмы описываются завоевания Александра, а вторая имеет явный философский посыл. Пятая поэма очень энциклопедична: в ней мусульманские воззрения соседствуют с древнегреческой философией и сасанидской хроникой.
Таким образом, "Пятерица" Низами оказала сильное влияние на художественную литературу всего средневекового Востока. Творчество Низами до сих пор вызывает восхищение своей глубиной и размахом.
В библиотеке имени М.Горького СПБГУ хранится копия произведения Низами Гянджеви "Пятери́ца". Этот манускрипт, написанный около 1667 года и проиллюстрированный 26 миниатюрами, является важной частью коллекции.
Источники:
Рейснер М. Л., Ардашникова А. Н. Персидская литература домонгольского времени (IX – начало XIII в.). 2019
История всемирной литературы: в 9 томах / АН СССР, 1983