ЧЕЧНЯ. Кунта-хаджи Кишиев - один из самых известных чеченских мусульманских проповедников XIX столетия. За призывы к миру его часто называют чеченским Махатмой Ганди.
Кунта-хаджи Кишиев появился на свет в конце XVIII века в чеченском населенном пункте Исти-су. С юности отличался трудолюбием и острым умом. Получил основательное религиозное образование и был последователем Шейха Гези-Хаджи из деревни Зандак. Кунта первым в Чечне начал практиковать зикр: молитву с танцами, пением, повторением божественных имен.
Согласно чеченской легенде, Имам Шамиль был обеспокоен антивоенными проповедями Кунта-хаджи и приказал проверить его знания Корана. После того как Кунта сдал экзамен на отлично, Шамиль оставил его в покое. По другой версии той же легенды, Имам запретил Хаджиеву совершать зикр и обещал казнить его, если тот продолжит свои пацифисткие проповеди. Еще одна легенда гласит, что Шамиль отправил Кунту на хадж в Мекку и запретил ему возвращаться на Кавказ.
К концу 1850-х годов Кунта совершил свой хадж. В своем путешествии по Ближнему Востоку Кунта не только посетил Мекку, но и окончательно стал решительным сторонником ненасилия и мира. В разгар Кавказской войны он писал в Чечню из Мекки:
- Война - это дикость. Уберите себя от всего, что намекает на войну, если только неприятель не пришел забрать вашу веру и честь. Ваша сила-это мудрость, терпение, справедливость. Братья ! Из-за постоянных войн нас катастрофически не хватает. Я не верю в помощь Турции, в то, что турецкий султан хочет освободить и спасти нас. Он такой же деспот, как и русский царь. Поверьте мне: я видел это своими глазами, на примере подвластных ему арабов. Дальнейшая война не угодна Аллаху. Если неверные прикажут вам идти в церковь - идите, это всего лишь здание. Если они прикажут вам носить кресты - носите их, это лишь вещи. Вы все равно были бы мусульманами в своем сердце и душе. Победите злых своей добротой и любовью. Победите жадных своей щедростью. Победите вероломных своей искренностью. Победите неверных своей верностью.
После падения Шамиля Кунта-Хаджи вернулся в Чечню. Его учение стало довольно популярным среди людей, столь уставших почти за пятьдесят лет Кавказской войны. Число его мюридов (учеников) достигло пяти тысяч. Кунта-Хаджи требовал от своих последователей не только совершать пять обязательных намазов, но и повторять молитву ла илаха иль-Аллах (нет бога, кроме Бога) не менее ста раз в течение дня. А также участвовать в ритуале кругового зикра.
Несмотря на то, что Кунта-Хаджи неоднократно отвергал титул имама, Россией он рассматривался как угроза имперским властям. По просьбе царской администрации официальные исламские священнослужители (например, Абдулкадыр Хордаев и Мустафа Абдулаев) организовывали публичные богословские дискуссии с Кунта-Хаджи, пытаясь доказать, что его учение противоречит исламу. Однако влияние Кунта-Хаджи только росло.
Рассматривая Кунта-Хаджи как угрозу, Александр II приказал арестовать его. Кунта-Хаджи был доставлен в Новочеркасскую тюрьму 3 января 1863 года. Арест вызвал так называемое Кинжальное восстание - три тысячи мюридов Кунта-Хаджи, вооруженных только церемониальными кинжалами, попытались освободить отбить его в Шали. Мятежники были рассеяны регулярными войсками генерала Туманова.
Долгое время не было никакой информации о дальнейшей судьбе Кунта-Хаджи. И лишь 1928 году обнаружились в архиве документы, подтверждающие, что Кишиева не стало в ссылке в городе Устюжна (Вологодская область).
Несмотря на первоначальное преследование, Кадирийский тарикат, начатый на Кавказе Кунта-Хаджи, стал основой исламской веры большинства чеченцев. Последователи Кунта-Хаджи считают, что их учитель - один из 360 святых, которые поддерживают жизнь в мире, и что он вернется на Землю в будущем времени.
Гробница (Зиярат) матери Кунта-Хаджи, Хеды, считается священной, так как рядом находится источник, который, как полагают, был "запустил" сам Кунта-Хаджи, вонзив посох в землю.
Могила матери Кунта-Хаджи стала главной причиной конфликта между ваххабитами и приверженцами Кадирии. Ваххабиты хотели уничтожить гробницу (поскольку почитание Хеды они считают язычеством). Но сторонники Кадирии во главе с Ахматом Кадыровым (тогда главным муфтием Чечни) смогли спасти гробницу.