АРМЕНИЯ. Сегодня на очередном заседании Правительство РА одобрило пакет изменений в «Закон о психиатрической помощи» и связанные с ним законы.
Вопрос представил министр здравоохранения Арсен Торосян, отметив, что принятие пакета обусловлено необходимостью заполнения ряда законодательных пробелов в сфере охраны психического здоровья, установления законом прав лиц, страдающих психическими отклонениями, и определения дополнительных механизмов их защиты.
Он отметил, что впервые законом закреплены порядок и условия мер физического сдерживания, изоляции, методов усмирения, а также установлена продолжительность их применения.
Проектом впервые закреплена возможность психиатрической помощи со стороны семейных врачей в рамках объема, установленного уполномоченным органом.
Закреплены механизмы защиты информации об обращении лица к психиатру или в психиатрическое учреждение, о его обследовании, диагностике и лечении как врачебной тайны. Разграничены виды недобровольного или принудительного наблюдения или лечения, установлены порядки их осуществления.
Министр труда и социальных вопросов Заруи Батоян отметила, что Комитет по защите прав людей с инвалидностью ООН предлагает отказаться от изоляции, в том числе госпитализации людей на основании отклонений: «Понимая, что Армения на данный момент не совсем готова к этим реформам, мы должны проявить волю, чтобы, обсудить эти вопросы и с профессиональным сообществом, чтобы полностью реализовать обязательства РА».
Отвечая Батоян, Торосян заметил, что недобровольное лечение предусмотрено на тот случай, когда поведение человека представляет угрозу для него самого и окружающих: «Это делается по решению суда. Это вытекает из интересов этого лица и общества. Не думаю, что эта регулировка вытекает из того, что наша страна не готова».
Премьер Никол Пашинян спросил, что делать, если лицо причиняет вред окружающим, проявляет агрессию: «В случае с другими людьми мы их судим, забираем в УИУ, а если лицо предположительно является невменяемым, такой регулировки нет, остается оставить его на свободе и сказать: причиняй людям вред, сколько сможешь?»
Мнение по вопросу высказал и министр по чрезвычайным ситуациям Феликс Цолакян. Он отметил, что бывают случаи, когда человек проявляет агрессию дома, члены семьи просят перевести его в психиатрическую клинику, и здесь вопрос должен решаться также с помощью полиции.
Премьер заметил, что наличие психических проблем в Армении часто становится приговором, на человеке ставят крест: «В период советских репрессий это был самый легитимный способ изолировать человека в психиатрической клинике. Поскольку это закрытые учреждения, у нас, у общества нет особых сведений, мы не знаем, претерпели ли они изменения за последние 30 лет».
Генпрокурор РА Артур Давтян отметил, что законодательный проект решает немало проблем, а проблем этих на самом деле много.
«В прошлом году у нас было два убийства: родители были убиты психически больными сыновьями. У нас уже есть заключения об их невменяемости. Проблема в том, что оба они состояли на учете, оба недавно выписались из психиатрической клиники с диагнозом «улучшения». Не представляю, как может человек выписаться из больницы с улучшением состояния здоровья и в считанные дни убить свою мать», - заметил генпрокурор.
Защитник прав человека Арман Татоян добавил, что в Европе нет страны, в которой полностью упразднена практика принудительного лечения, однако необходимо запустить механизмы для урегулирования этого вопроса.
Арсен Торосян отметил, что психиатрические клиники далеки от уровня 5-звездочных гостиниц, но условия содержания в них улучшаются.