ЧЕЧНЯ. Весной 1994 года чеченская оппозиция в лице Бислана Гантамирова, Умара Автурханова и Руслана Лабазанова начала противостояние с Джохаром Дудаевым.
Оппозиционеры, назвавшись Верховным советом Чечни, требовали отставки президента Ичкерии. А осенью 1994-года решились на открытый штурм Грозного.
За действиями противников Дудаева внимательно следили из Москвы. Когда президент Борис Ельцин узнал о намечавшейся битве за Грозный, то приказал министру обороны Павлу Грачеву выделить чеченской оппозиции военную помощь. А именно - вертолеты, БТРы и четыре десятка танков Т-72.
Но танки сами в бой, как известно, без экипажей не пойдут. А достаточного количества таких специалистов у чеченских повстанцев не нашлось. Поэтому на помощь оппозиции отправили еще и российских танкистов-добровольцев. Каждый из бойцов сразу же получал на руки миллион рублей (по тем неденоминированным деньгам), а также обещание крупных дополнительных выплат позже - "после успешного завершения".
26 ноября 1994 году танки с российскими экипажами вошли в Грозный. Поначалу сопротивления колонна не встречала, танки останавливались на светофорах, а их командиры спрашивали дорогу к местных жителей.
Ударили по неприкрытой механизированной колонне боевики Абхазского батальона Басаева только в районе президентского дворца.... Штурм Грозного провалился, силы оппозиции спешно покинули его, выручив из беды только 18 из 40 танков.
В плен к Джохару Дудаеву попали шесть десятков российских танкистов - офицеров и прапорщиков.
Уже с 27 ноября пленных начали показывать по чеченскому телевидению, а затем и по центральным каналам. Те на камеры признавались, что они - наемники, набранные по контракту с ФСК (Федеральная служба контрразведки - предшественник ФСБ). Однако министр обороны Павел Грачев полностью отрицал их причастность к российским вооруженным силам, называя это "бредом", мол с "обеих сторон там какие-то наемники действуют".
Отказались признать пленных своими и в МВД России. В Госдуму было из Минобороны было отправлено официальное письмо с утверждением, что "эти пленные в российской армии не служат".
Джохар Дудаев заявил, что военнопленных pаccтpeляют, если российская сторона не признает их своими. Однако официальные лица России по-прежнему активно открещивались от них. И это несмотря на то, что пленных опознали по телевизору даже их родственники.
За освобождение российских пленных взялись журналисты и депутаты Госдумы из фракций «Выбор России» и «Яблоко» - Юшенков, Явлинский и другие, отправившиеся к Дудаеву. Были опубликованы документы, явственно доказывавшие, что военные попали в Чечню по контрактам с ФСК. И этой спецслужбе пришлось признать их своими.
Ичкерия после этого события «проявила жест доброй воли», передав депутатам большинство российских пленных, кроме нескольких тяжeлopaнeныx. Это возвращение случилось с 3 по 9 декабря 1994 года. А уже через несколько дней на Кавказе началась полномасштабная Первая чеченская война...