ЧЕЧНЯ. НАШИ ДОРОГИЗа последние годы Министерством автомобильных дорог ЧР построено 13 мостов и 114,4 км дорог в горных районах республикиВ Чеченской Республике активными темпами развиваются все направления деятельности, для этого в регионе созданы самые благоприятные условия. Большое внимание руководства ЧР уделяется туристической сфере как одной из самых динамичных отраслей экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что 2020 год в республике был объявлен Годом туризма.
Руководством ЧР делается всё для развития данной сферы: строятся новые туристические объекты, реставрируются действующие, привлекаются инвестиции и бюджетные средства.
Развитие туризма невозможно без всесторонней комплексной работы всех профильных ведомств. Одним из наиболее важных среди них является Министерство автомобильных дорог.
Так как большинство туробъектов республики находится высоко в горах, серьезной проблемой становится трансфер. На данный момент ведомством уже проведена большая работа в этом направлении. К примеру, проложена новая асфальтированная дорога до Кезеной-Ам, которая открывает большой простор для дальнейшей популяризации этого туристического объекта, позволяет принимать групповые туры, проводить автобусные рейсы, что делает проезд до объекта более удобным и комфортабельным.
О специфике строительства дорог в горных регионах, а также об объемах и пользе их для туристической сферы республики корреспонденту газеты «Вести республики» рассказал заместитель Председателя Правительства ЧР, министр автомобильных дорог ЧР Абубакар Бухаруевич Тумхаджиев.
– Туристическая сфера в регионе, как известно, активно развивается. Работа, проводимая вашим ведомством, вносит свой немалый вклад в это развитие. Расскажите, по каким направлениям и в каких объемах проведена работа по строительству дорог и мостов в горных районах республики за последние годы?– С 2008-го по 2020 годы Министерством автомобильных дорог Чеченской республики на региональных дорогах горных районов Чеченской Республики построено 13 мостов и 114,4 км автомобильных дорог, реконструировано 31,9 км. Капремонт проведен на 22,3 км, ремонт с устройством асфальтобетонного покрытия – на 473,7 км. На 75,3 км автодорог проведен ремонт дорог с гравийным покрытием.
Кстати: По поручению Рамзана Ахматовича в республике разработана и реализуется отдельная программа развития горных районов, выполнение которой находится под особым контролем.
– Что предпринимается Минавтодором ЧР в связи с развитием туристической инфраструктуры в горных районах?– После того как в Чеченской Республике туристическое направление Главой Чеченской Республики было названо приоритетным, Минавтодором ЧР проделана огромная работа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, ведущих к туристическим объектам нашей республики. Это в первую очередь автодорога Грозный – Ведено – Ботлих (граница Дагестана), ведущая до туристического комплекса Кезеной-Ам, на которой была осуществлена реконструкция с устройством асфальтобетонного (а/б) покрытия, что заняло полтора года. В настоящее время маршрут до туристического комплекса «Кезеной-Ам» круглогодично открыт для туристов и жителей Чеченской Республики.
Кстати: В Чеченской Республике по горной местности проходит 37% дорог от общей протяженности региональной сети. Из них только 32% имеют асфальтобетонное покрытие, 56 % имеют гравийное покрытие и 12 % – естественное.
Также в Ножай-Юртовском районе в населенном пункте Беной были отремонтированы (с устройством а/б покрытия) дороги, ведущие к туристическому комплексу «Шира Бена» и другим объектам в этом направления.
В настоящее время по поручению Главы ЧР Р.А.Кадырова идут работы по устройству асфальтобетонного покрытия протяженностью более 40 км к Шаройскому башенному комплексу.
Во всех этих направлениях находятся наиболее крупные туристические объекты республики, а также ко всем населенным пунктам, где есть что-либо, вызывающее интерес у туристов, проложены подъездные дороги.
– Все ли населенные пункты горных районов имеют подъездные дороги?– Всего в 2007 было 56 населенных пунктов, не имеющих транспортной связи с опорной сетью дорог с твердым покрытием, т.е. с асфальтобетонным покрытием. В 2020 году их 39.
Кстати: С 2011 по 2018 годы построены подъезды с твердым покрытием к 31 населенному пункту общей протяженностью 99,8 км с привлечением средств из федерального бюджета и при долевом участии республиканского бюджета. И большей частью это подъезды к горным селам.
– В рамках развития туристической отрасли региона важным направлением является участок дороги «Шатой – Ведучи». Когда планируется возобновить работу в этом направлении?– В свое время Минавтодор ЧР начал реконструкцию автомобильных дорог, подъезда к селению Ведучи. Были проведены работы по устройству основания и искусственных сооружений, также были проведены работы на нескольких участках а/д Грозный – Шатой – Итум-Кале с переводом в III техническую категорию. В настоящее время эта дорога является федеральной, и поэтому все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту будут проводиться ФКУ Упрдором «Кавказ».
– Какие работы идут в восстанавливаемом Галанчожском районе?– На данном направлении уже проведена реконструкция автодороги Бамут – Ялхарой протяженностью 28 км, также проложена а/д Цеча-Ахк – Ялхорой протяженностью 25 км и восстановлен проезд к населенным
пунктам Аьккхи, Нашха. В настоящее время работы в этом направлении продолжаются. Надо отметить, что работы выполняются круглый год.
– Есть ли в планах строительство современной дороги в Шаройском направлении?– По поручению Главы Чеченской Республики Р.А.Кадырова в 2020 году в Шаройском направлении ведутся работы по переводу 38,7 км а/д Шатой – Шаро – Аргун – Химой (7,0–45,7 км) и 7,4 км а/д Итум-Кале – Альпийские пастбища – Химой (км40,5–47,9 км) из гравийного состояния в асфальтобетонное. Общая протяженность этих двух участков составляет 46,1 км.
– Как известно, в республике активно реализуется нацпроект по приведению в порядок дорожной инфраструктуры. Расскажите, пожалуйста, что конкретно сделано и планируется сделать в горных районах в рамках нацпроекта?– В рамках регионального проекта «Дорожная сеть» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году был отремонтирован участок а/д Грозный – Ведено – гр.Дагестана протяженностью 5,1 км. В 2020 году здесь планируется отремонтировать следующий участок протяженностью 4,7 км. Надо отметить, что на объектах горных районов республики проводится большой объем работ в рамках основной нашей программы – государственной программы «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики» на 2019–2024гг.
– Какие современные технологии применяются в дорожных работах?– В горных районах и низменной части используются все новейшие технологии, регламентируемые отраслевыми ГОСТом и СНИПом.
– Есть ли примеры строительства современных дорог в малонаселенных пунктах горных районов?– К малонаселенным и густонаселенным пунктам подход одинаковый. Дорога имеет свои требования к строительству конструкции дорожной «одежды» и поэтому проектно-сметной документацией предусмотрены все современные технологии, одинаковые как для горной местности, так и низменной. Все вышеперечисленные реконструированные объекты этому подтверждение.
– Достаточно ли квалифицированных кадров в дорожной отрасли региона?– В Министерстве автомобильных дорог ЧР и подведомственных предприятиях трудятся высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Но есть потребность в хороших геодезистах и сметчиках.
Амир Дабуев
checheninfo.ru