ЧЕЧНЯ. 12 августа, в день Военно-воздушных сил России, в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. Легендарный самолет, на котором проходил подготовку первый отряд космонавтов, был восстановлен по инициативе руководства ЦПК, при поддержке Главы ЧР, Героя России, Члена Высшего совета партии «Единая Россия» Рамзана Кадырова и фонда развития регионов «Плюс семь» В церемонии открытия участвовали представители Госкорпорации «Роскосмос» и ЦПК, советник Президента РФ Эдельгериев Р. С.-Х., советник Главы ЧР, Депутат Госдумы России VII созыва (фракция «Единая Россия») Делимханов А. С., делегация администрации Главы и Правительства Чеченской республики, в том числе, полномочный представитель Чеченской Республики при Президенте РФ – заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики Таймасханов Б. Э. заместитель начальника управления Федеральной Службы войск Национальной Гвардии РФ по Чеченской Республике Мартынов Д. В., а также президент Фонда развития регионов России «+7» Тимофеев К.С. и Председатель попечительского совета Фонда развития регионов России «+7» Кургин Т.Г. и директор ООО «Альбатрос АЭРО» Лисняк В.Н. В качестве почетных гостей на торжестве присутствовали Глава ЗАТО «Звёздный городок» Баришевский Е.В. и представитель руководства Правительства Московской области.
Перед началом мероприятия высокие гости посетили тренажную базу Центра, где с нескрываемым интересом ознакомились как с историческими экспонатами, так и с реальными тренажерами, на которых проходят подготовку к космическому полету космонавты. Особенно запоминающимися во время экскурсии стали комментарии о нюансах работы от командира отряда космонавтов Героя России, летчика-космонавта РФ Олега Кононенко.
На торжественном митинге выступили Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валентина Терешкова, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Пётр Климук, Герой России, Заслуженный летчик-испытатель РФ начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов, Герой России, летчик-космонавт РФ Юрий Маленченко, советник Президента РФ Руслан Сайд-Хусайнович Эдельгериев, заместитель начальника управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по Чеченской Республике Даниил Мартынов, Председатель попечительского совета Фонда развития регионов России «+7» Тимофей Кургин.
Начальник Центра подготовки космонавтов Павел Власов поздравил участников церемонии с открытием мемориального комплекса и отметил историческую значимость уникального самолета Ту-104 АК. «Это память о тех, кто делал первые шаги в космос, это история нашей советско-российской космонавтики, история первого отряда, который начинал непростой путь покорения космического пространства», – сказал Павел Власов.
Начальник Центра уверен, что самолет, установленный в качестве экспоната под открытым небом на территории ЦПК, сохранит воспоминания о легендарных людях, стоявших у истоков отечественной пилотируемой космонавтики, которые останутся примером для следующих поколений космонавтов и продолжателей великого дела.
Именно в салоне этого самолета была проведена работа по первому выходу в открытый космос космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым с изготовлением и установкой части макета корабля «Восход» и шлюзового отсека. Так начинались первые шаги по реализации планов по покорению космоса.
На самолете Ту-104 АК была выполнена программа первого и последующих полетов кораблей «Союз», включающая элемент подготовки к предполагаемой экспедиции на Луну – переход космонавтов Евгения Хрунова и Алексея Елисеева из одного корабля в другой. Кроме того, в самолете Ту-104 АК были проведены испытания первого лунохода и первого электросварочного аппарата для выполнения сварочных работ в космосе.
«Это красивое создание рук человеческих», – назвала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, восстановленный Ту-104 АК. По ее словам, этот самолет дает представление современникам о тренировках первопроходцев космоса на невесомость. Она выразила надежду, что Центр подготовки космонавтов будет являться не только базой для тренировок экипажей, но и местом сохранения памяти о первом космонавте мира Юрии Алексеевиче Гагарине, который внес огромный вклад в создание и развитие Центра подготовки космонавтов.
Петр Климук присоединился к выступившим гостям и также выразил слова признательности людям, благодаря которым восстановление самолета стало возможным. Он поделился воспоминаниями о прохождении тренировок на невесомость, которые выполнялись на этом самолете. «Экспонат представляет историческую ценность для сотрудников Центра подготовки космонавтов и жителей Звездного городка, всех последователей Юрия Гагарина», – добавил П. Климук.
Заместителем начальника управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ Даниилом Мартыновым был зачитан текст приветствия Главы ЧР, Героя России, Члена Высшего совета партии «Единая Россия» Рамзана Кадырова, в котором прозвучали поздравительные слова по случаю открытия мемориального комплекса Ту-104 АК: «… Радует, что Чеченская Республика внесла свой вклад в общее дело, приняв участие в восстановлении легендарного самолета. Благодаря региональному общественному фонду имени Ахмата Хаджи Кадырова и фонду развития регионов «Плюс семь» стало возможным восстановление таких значимых для страны исторических памятников…».
Выдающиеся космонавты Валентина Терешкова и Пётр Климук в знак открытия мемориального комплекса Ту-104 АК на территории Центра подготовки космонавтов торжественно перерезали красную ленту.
Для справки. От забвения до реставрации самолет прошел путь длиною в несколько десятилетий.
Туполев Ту-104А-ТС (АК) с бортовым номером 48 «красный», год выпуска – 1958, – один из трех самолетов Ту-104А, модифицированных для тренировок космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесомости. Самолет базировался на аэродроме Чкаловский, где также использовались для космической подготовки две другие машины под бортовыми номерами «46» и «47».
Ту-104А-ТС, изначально оборудованный как грузовой борт, в конце 60-х годов был переоснащен в летающую лабораторию для проведения испытаний с участием космонавтов и их медицинского обследования при нулевом значении перегрузки. Большую часть салона занимала сама лаборатория, а оставшаяся часть представляла собой зал длиной 8 метров, оснащенный мягким материалом внутри и отделенный от кабины сетью.
На тренировках в невесомости испытателями отрабатывались: координация и перемещение, прием твердой и жидкой пищи, выполнение технических работ и медицинских экспериментов. Полученный позже опыт реальных космических полетов полностью соответствовал тому, который был набран при испытаниях на Ту-104АК. С тех пор полеты на «АК» стали обязательным разделом программы подготовки советских космонавтов.
В конце 70-х годов самолет был списан и поставлен на стоянку ЦПК на аэродроме Чкаловский. Позднее Ту-104АК заменили на более комфортабельные Ил-76К и Ил-76МДК.
В 2016 году в течение месяца Ту-104 был по частям перевезен в Центр подготовки космонавтов для последующей сборки. Демонтаж самолета был произведен на Чкаловском аэродроме при содействии руководства ЦПК представителями общественного объединения «Правила взлета», занимающихся сохранением исторических воздушных судов.
Затем начался долгий и трудоемкий процесс восстановления самолета. На первом этапе были пристыкованы кабина и средние части крыла, затем хвостовая часть, отреставрированы отдельные элементы фюзеляжа, частично заменены колеса.
В 2019 году работы по восстановлению самолета продолжились. За несколько месяцев были полностью собраны и отреставрированы все элементы фюзеляжа, отремонтированы стыковочные узлы консолей крыльев, восстановлены иллюминаторы, блистер, стойки шасси, произведена замена колес с использованием новых оригинальных покрышек, восстановлены и подключены бортовые аэронавигационные огни.
После проведения комплекса восстановительных работ макет самолета Ту-104А-ТС (АК) был установлен в качестве экспоната под открытым небом на территории ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина
checheninfo.ru