ЧЕЧНЯ. «Решение Шамиля о перемирии (авар.). Зап. М. Халидова в 1996 г. в сел. Арани от А. Магомедова.
По бытующим в народе преданиям, Шамиль ясно осознавал безысходность положения и решил согласиться с предложением русских о перемирии.В лакском варианте Шамиль, собрав защитников Ахульго, поведал о своём решении. Почти все мюриды согласились с решением. Лишь чеченский наиб Байсунгур из Беноя настаивал на продолжении борьбы и уверял, что прорвется в Чечню, поднимет там восстание и отвлечет русских от горцев. И тогда Шамиль со своими мюридами сумеет вырваться из окружения. сдаваться, того он застрелит. о перемирии. А кто намерен сдаваться того он застрелит.
В это время от генерала прибыл посланник спредлодением перемирия. Когда Шамиль вышел из укрепления Верхнего Гуниба, Байсунгур из Беноя с заряженным пистолетом в руке окликнул его. Имам не обернулся, зная, что Байсунгур не выстрелит ему в спину.
Так был положен конец долгой кровопролитной войне. (Зап. Х. М. Халилов в 1969 г. в Новолакском районе от Патимат из Турчи).
Имам Шамиль с огромным уважением относился к Байсунгуру. «Таш адам Байсунгур» («Байсунгур-человек из камня») называл его имам (Гаджиев Б. Шамиль от Гимр до Медины. Махачкала, 1992. С. 70). В сражениях он лишился глаза, руки и ноги. По преданиям, его привязывали к лошади, и наиб, выхватывая единственной рукой шашку и сверкая единственным глазом, рвался в самую гущу врагов и рубил насмерть. В бою Байсунгуру не было равных (Бабахян Л. О., Хожаев Д. А.-А. Байсунгур Беноевский герой народно-освободительного движения народов Северо-Восточного Кавказа против царизма в 20-50 гг 19 в.»