ЧЕЧНЯ. Чеченская война, особенно первая, еще долго будет горячо обсуждаться в российском обществе. Незаживающая рана нашей истории... До сих пор непонятно, как и кому следовало поступать в той тяжелейшей ситуации начала и середины 90-х годов.
Сегодня мы расскажем об одном человеке, российском военном, что отказался от командования армией в первой чеченской войне. Генерал-полковнике Эдуарде Воробьеве.
Эдуард Аркадьевич, уроженец Воронежа, сам из военной семье. Его отец пал в битве за Бреслау в 1945-м году. Эдуард Аркадьевич пошел по его стопам. Стал профессиональным военным, кадровым офицером. Служил в Прикарпатье и Закавказье. В середине 80-х годов в Туркестанском военном округе занимался боевой подготовкой войск для Афгана...
Начало 90-х стало венцом его военной карьеры. И самым непростым временем в жизни этого офицера. Эдуард Воробьев принимал участие в выводе армии из Чехословакии, став последним советским военным покинувшим эту страну летом 1991-года. Он же командовал уже в 1992-м миротворцами в Приднестровье, руководил переброской российских военных в охваченный гражданской войной Таджикистан.
В 1994-м его, на тот момент уже первого заместителя Командующего Сухопутными войсками, министр обороны Павел Грачев назначил руководителем военной операции «по восстановлению конституционного порядка» в Чеченской Республике. Но Эдуард Аркадьевич наотрез отказался. Нет, вовсе не из страха. Но ввиду, как он сам выразился, «полнейшей неподготовленности российской армии к такой операции». И подал рапорт об увольнении из вооруженных сил РФ. Не помогли никакие грачевские угрозы ему военным трибуналом...
- Армия на тот момент была совершенно неподготовленна. Командиры не знали в лицо своих подчиненных, мехводы не умели управлять танками. Наводчики просили показать им как заряжать орудия, - вспоминал впоследствии Воробьев. - Мое сердце дрогнуло, я просто не знал как посылать в бой таких необученных людей... Я говорил, что войскам нужно дать хотя б три месяца на подготовку, объяснял, как сложно будет взять Грозный без тщательно подготовленного плана. Для применения армии на собственной территории нужно было еще и преодолеть сложнейший психологический барьер среди личного состава...
В итоге, зимой 1995-го генерал-полковник Воробьев, отказавшись разрушать российские же города, был уволен из армии с формулировкой «по состоянию здоровья».
Сорвав таким образом себе всю блестящую военную карьеру, Эдуард Воробьев ушел депутатом в Государственную думу России, где пребывая с 1995-го по 2008-й годы. Ныне в силу возраста от активной политической деятельности генерал-полковник отошел.
В своих интервью по сей день Эдуард Воробьев утверждает: российские войска в 1994-м к чеченской войне были совершенно неготовы. Крайне низок был боевой дух, на всех уровнях - от материального снабжения до военной подготовки царили полнейший хаос и безалаберность. В принятом им тогда судьбоносном решении отказаться от командования офицер не сомневается.