ЧЕЧНЯ. Чеченские военные кампании — это самые неоднозначные страницы нашей истории, когда все настолько запуталось, что люди пошли друг с другом воевать. До сих пор не ясно, кому и как надо было поступать в той ситуации, как можно было бы избежать таких людских потерь. Когда военный конфликт только разгорался и Россия собиралась ввести свои войска на территорию республики, был один российский генерал, который отказался командовать этим наступлением. Это был Эдуард Воробьев, генерал-полковник.
Он родился в Воронеже, в 1938 году. Его отцом был герой, погибший в 1945 году во время Великой Отечественной войны. Закончил военное училище и две академии — все с отличием и золотыми медалями. Начал служить в армии в 1957 году. Построил военную карьеру, командовал мотострелковым взводом, в 1988 году стал генералом-полковником. В 1992 году стал первым замом главнокомандующего Сухопутных войск РФ.
В конце 1994 года отказался руководить военной операцией в Чеченской Республике, и тут же подал рапорт об отставке. На него пытались завести уголовное дело, но прокуратура отклонила его и в 1995 году Воробьев уволился по состоянию здоровья. Мотивировал свой отказ от командования Воробьев просто — российская армия была полностью не готова к военным действиям в Чечне. Павел Грачев, отдавший ему приказ возглавить наступление, грозил генералу трибуналом и расстрелом, но Воробьев стоял на своем. По воспоминаниям самого военного, уровень подготовки был просто никакой. Командование не знало своих подчиненных, наводчики не знали, как заряжать орудия, а механики — как управлять танками. Люди были совершенно не обучены, им требовалось время, чтобы подготовиться, наладить взаимодействие. Он пытался объяснить, что нужен подготовленный и проработанный план, чтобы штурмовать Грозный. К тому же надо работать с людьми, чтобы они понимали, зачем они идут воевать на своей же территории. Но никто не стал его слушать.
С 1995 по 2008 года Воробьев состоял в Госдуме, а в настоящее время отошел от активных дел в силу возраста. Он до сих пор считает, что российская армия в тот момент была не готова и он принял верное решение.