ЧЕЧНЯ. Одной из самых интересных глав в истории армянского народа является армянская община Индии, и одной из самых запоминающихся страниц этой главы является Группа Мадрас – названная в честь главного портового города и торгового центра на юго-восточном побережье Индии, на сегодняшний день известного как Ченнаи.
Армяне Индии были купцами, которые начиная с 17-го века проложили свой путь на восток от Нор Джуга (Новая Джульфа, армянский пригород иранского Исфахана). Они соревновались с крупными европейскими силами на пути к созданию колоний и накопили огромное богатство в этом процессе. По крайней мере, часть этого богатства была использована во благо всеобщих национальных интересов: были построены церкви, школы, организована типография.
У армян Мадраса был лидер – Шаамир Шаамирян, который известен трудом «Нор Teтрак вор Кочи Хордорак» («Новая книга, называемая увещеванием»). Эта книга была направлена на то, чтобы вдохновить молодых армян быть проинформированными и осведомленными про их историческую родину и про то, что она под господством другого государства. Приметно то, что это сообщение исходило от группы лиц, большинство из которых были по крайней мере вторым поколением, рождённым вне Армении.
Кроме того, напечатанные типографией Шаамиряна и собранные вместе «Ворогайт Паратц» и «Ншавак» («Западня честолюбия» и «Цель») были трудами, которые представляют одни из самых ранних современных конституционных политических писаний в мире.
Хотя на обложке «Западни честолюбия» указана дата 1773г., некоторые ученые относят ее к 1780-ым годам. «Западня честолюбия» обосновывает, почему представительное правительство является необходимым и лучше, чем монархии; и почему армяне, как отдельно взятый народ, должны установить свои законы для себя и соблюдать их сами.
«Ншавак» является сводом законов, состоящим из 521 статьи. В нем есть элементы, которые кажутся близкими нам даже сейчас в 21-м веке, но в то же время есть положения, которые мы не сможем принять сегодня. Например, в то время как гарантируются некоторые равенства между мужчинами и женщинами, мужчинам отдается предпочтение в получении наследства и в некоторых семейных правах.
Также даются привилегии Армянской Церкви в форме представления духовенства в вопросах законодательства, в то же время сохраняя отделение церкви от вмешательства в государственные дела.
«Западня честолюбия» и «Ншавак» были разработаны для представительной демократии, которую должен был возглавить «Дом Армении» (Парламент), который будет ответственен за детей-сирот, в том числе обеспечит их образованием, а также займется уходом за больными, пожилыми людьми, бедными и людьми с ограниченными возможностями.
Меньшая часть трудов написана в классическом конституционном стиле, описывающая разделение власти. Большинство статей и пунктов связаны с организацией порядка и законами для повседневной жизни, например, налоги на определенные товары или кодекс поведения для вооруженных сил.
Некоторые из законов в «Ншавак» сегодня покажутся нам одновременно, и прогрессивными, и отсталыми или даже вовсе смешными. Статья 381 запрещает бить женщин, за исключением случаев, если это определено в качестве наказания по решению суда, также жену имеет право ударить ее муж, но не более двенадцати ударов плетью (только по мягкой плоти, без причинения какой-либо травмы).
Согласно статье 196 необходимо конфисковать и отдать на благотворительность всё из рук того, кто играет в азартные игры в течение дня, но в то же время позволяется ночами коротать часы за азартными играми, правда пока выигрыш или проигрыш не будет превышать два серебряника.
Статья 373 информирует про организацию званых ужинов, включая правила рассадки. В ней советуется повторно не приглашать людей, которые напиваются или слишком много говорят – добавив, что если нужно пригласить их из семейных обязанностей, то другие приглашенные могут отказаться от участия.
В последующей статье указано, что четыре раза в год местные власти обязаны проводить званые ужины и танцевальные вечера. В нем перечислены все тосты по порядку, в том числе, сколько выстрелов должны быть произведены в честь субъектов тостов (армянского народа, высокопоставленных чиновников, хорошего урожая, благодушия соседей к нам, приятного времяпрепровождения), сопровождающиеся легким ужином, спокойной музыкой и скромными танцами. Статья 374 в конце, оговаривала, что можно не спать всю ночь на вечеринке или можно уйти домой всякий раз, если кто-то захочет.
Собрание содержит очень большой перечень таких статей. Даже учитывая все разнообразие идей и положений, «Западня честолюбия» и «Ншавак» представляют революционную позицию для своего времени.
Не случайно то, что они относятся к той же эпохе, что и Американская революция, Статьи Конфедерации, и, наконец, Конституция США, которая вступила в силу в 1787 году. Заметно, что эти труды перекликается с Декларацией Прав Человека и Гражданина Французской Революции 1789 года и печатной Конституцией Польши 1791 года.
Армяне Индии были явно в тесной связи с современной политической мыслью Эпохи Просвещения, пришедшей из Европы, и в связи с этим они были достаточно амбициозными, чтобы планировать организацию и управление независимой Армении, которая, кстати, появится на картах мира только через сто или двести лет.
checheninfo.ru