ДАЙДЖЕСТ: |
Предыстория
Соглашение о прекращении огня от 10 ноября 2020 года привело к созданию коридора через Армению, соединяющего азербайджанский анклав Нахчыван с остальной частью Азербайджана и обеспечивающего Турцию, прямым сообщением с Азербайджаном и доступом через Каспий ко всей Центральной Азии. Китай настороженно относится к Турции, где находится Совет сотрудничества тюркоязычных государств, Türk Keneşi и проживает активная община уйгурских экспатриантов. Будучи мэром Стамбула, в 1995 году нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыл памятник Исе Юсуфу Альптекину, лидеру недолговечной республики Восточный Туркестан, вопреки возражениям Китая. В качестве премьер-министра Эрдоган осудил подавление Китаем беспорядков в июле 2009 года в столице Синьцзяна Урумчи.
Как ворота Китая в Центральную Азию, Синьцзян стал отправной точкой усилий Пекина по созданию Экономического пояса Шелкового пути, сухопутного транзитного коридора для торговли между Китаем и Европой (ветка масштабной китайской инициативы ”Один пояс - один путь”). Пекин стремится обеспечить интеграцию обширной провинции Синьцзян в Китай и спроецировать свою коммерческую гегемонию на запад через Центральную Азию. Уйгуры, ранее представлявшие большинство в Синьцзяне теперь составляют лишь около 45% населения провинции в результате интенсивной миграции этнических китайцев-хань из-за программы китаизации. Более миллиона уйгуров были помещены в лагеря, чтобы пройти ”программы перевоспитания” с целью стереть тюркскую уйгурскую мусульманскую идентичность населения.
Тем не менее Турция изменила свою прежнюю позицию и сумела развеять опасения Пекина по поводу того, что она может поставить под угрозу его повестку дня в Синьцзяне и более масштабную стратегию в рамках инициативы ”Один пояс - один путь” в Центральной Азии. В 2014 году Китай завершил строительство высокоскоростной железнодорожной линии ”Анкара-Стамбул”. Ветка была создана в ожидании завершения строительства железной дороги ”Баку-Тбилиси-Карс” (БТК), соединяющей Азербайджан с Турцией через Грузию в качестве заключительного звена наземного транспортного маршрута из Китая в Европу через Казахстан. Перевозя контейнеры из главного каспийского порта Казахстана Актау в специально построенный бакинский порт Алят, железнодорожная линия БТК протяженностью 826 км лишила Москву контроля над евразийскими коммерческими перевозками Китая. Китайские товары доставляются через Азербайджан для дальнейшей транспортировки через Грузию и Турцию на европейские рынки. Ожидается, что по этому будет транспортироваться 75-–100 тыс. контейнеров в год.
В 2015 году президент Эрдоган отправился в Пекин, чтобы встретиться со своим китайским коллегой с целью дальнейшего укрепления китайско-турецкого сотрудничества. В Китае президент Турции заявил о поддержке территориальной целостности страны. В мае 2016 года Анкара продемонстрировала растущую готовность понять Пекин, арестовав 98 уйгуров, направлявшихся за границу по поддельным паспортам. После неудачной попытки государственного переворота в июле 2016 года, в ходе которой США и другие западные союзники Турции воздержались от оказания решительной поддержки президенту Эрдогану и его правительству, Анкара еще больше сблизилась с Пекином. 30 октября 2017 года была торжественно открыта линия БТК.
Ранее остерегавшийся приглашать Турцию играть более значительную роль в инициативе ”Один пояс - один путь”, Пекин стал более склонен использовать ключевое географическое положение страны в качестве сухопутного моста между Азией и Европой. Кредитный пакет Китая в размере $3,6 млрд в 2018 году, казалось, свидетельствует о том, что многолетнее приспособление Анкары к политике Китая в Синьцзяне окупилось: Пекин ослабил ограничения, наложенные на китайско-турецкое сотрудничество. Вера Пекина в Анкару казалась вполне обоснованной. В конце 2018 года правительство Эрдогана отклонило парламентское предложение, внесенное правой оппозиционной "Хорошей партией", о расследовании предположительного нарушения прав человека, совершенного Китаем против уйгуров.
В 2019 году Китай продлил соглашение о валютном свопе с Турцией, предоставив Анкаре дополнительный денежный перевод в размере миллиарда долларов. К концу 2019 года количество китайских контейнеров, перевезенных через Каспийское море по Транскаспийскому коридору, составило 5369 TEU (двадцатифутовый эквивалент), что на 111% больше, чем в предыдущем году. 19 декабря 2020 года первый грузовой поезд, перевозивший грузы из Турции в Китай по Транскаспийскому коридору, завершил свой исторический рейс.
Последствия
Принятие Китаем того факта, что Турция играет более важную роль в качестве транзитного государства в рамках своей коммерческой транспортной сети ”Один пояс - один путь”, было обусловлено двумя внутренними ограничениями, мешающими Турции проецировать свое влияние в Центральной Азии через Азербайджан: возможность негативной реакции России в случае интенсивного вмешательства Анкары в дела Азербайджана и отсутствие прямого сообщения Турции с Азербайджаном и ее выхода в Центральную Азию через Каспийское море. Оба эти ограничения исчезли после войны в Нагорном Карабахе в 2020 году.
Москва согласилась с присутствием турецких военнослужащих на территории Азербайджана и созданием коммерческого транспортного коридора через Армению, соединяющего Нахчыван и западные районы Азербайджана. Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал коридор ”историческим достижением”, а СМИ приветствовали открытие стратегического турецкого коридора через Центральную Азию к берегам Тихого океана.
Тюркский совет со штаб-квартирой в Стамбуле готов стать важным инструментом, с помощью которого Турция могла бы переориентировать евразийские связи. Полноправными членами Тюркского совета, основанного в 2009 году, стали Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан. Туркменистан, хотя и не является официальным членом, участвует в ряде инициатив совета. В совокупности эти шесть стран представлены около 150 миллионами человек, а их общий ВВП составляет около $1,5 трлн. Объем торговли между государствами составляет примерно $16 млрд с возможностью роста. 17 мая 2019 года члены Тюркского совета создали Тюркскую торгово-промышленную палату (ТТПП) в качестве дочерней организации, чтобы способствовать беспрепятственному развитию торгово-экономического сотрудничества.
Турция участвует в долгосрочном проекте по модернизации внутренней железнодорожной системы, выделив в общей сложности $45 млрд на программу развития до 2023 года. Первоначальная пропускная способность железной дороги БТК составляет 6,5 млн тонн грузов и миллион пассажиров в год; планируется увеличение до 17 млн тонн грузов и 3 млн пассажиров с перспективой расширения пропускной способности линии. Новый полностью тюркский железнодорожный коридор через Нахчыван, обеспечивающий второй транскаспийский маршрут, увеличит коммерческие потоки и предоставит Турции больший рычаг влияния на евразийское сообщение.
В апреле 2019 года два контейнеровоза ”Туркестан” и ”Бекет-Ата” начали курсировать по маршруту ”Азербайджан-Казахстан”. Азербайджан поддерживает коммерческие связи с Туркменистаном, в немалой степени благодаря посреднической роли Турции в содействии сближению между Баку и Ашхабадом, которое укрепило сотрудничество в области экономики и безопасности между двумя странами. В 2018 году Турция завершила строительство нового порта в Туркменбаши стоимостью $2 млрд. В 2019 году между туркменским портом Туркменбаши и Баку по Каспийскому региону прошло 23802 железнодорожных вагона, что составляет 54% транзитных железнодорожных вагонов, проходящих через порт Баку.
После освобождения Азербайджаном города Шуша, исторического центра азербайджанской культуры, Turkvision объявило, что проведет Turkvision 2021 в захваченном городе. Вдохновленный песенным конкурсом Евровидение, Turkvision было создано культурным подразделением Тюркского совета TÜRKSOY (Международная организация тюркской культуры) в сотрудничестве с турецким музыкальным каналом TMB TV.
Вклад Турции в победу Азербайджана на полях сражений также усилил позиции Анкары в Центральной Азии. В конце октября 2020 года, в разгар карабахской войны, Узбекистан подписал соглашение о военном сотрудничестве с Турцией. Через две недели после прекращения огня, согласованного 10 ноября, делегация министерства обороны Казахстана посетила 14-ю базу беспилотных летательных аппаратов Турции, чтобы осмотреть турецкие БПЛА Bayraktar TB2 и объекты их размещения. Казахстан выразил заинтересованность в покупке Bayraktar TB2.
Выводы
Изменив правила игры на Южном Кавказе, Турция превратилась из транзитного государства в одного из основных игроков в евразийском регионе. Анкара, вероятно, извлечет выгоду из своего нового положения и престижа, направив больше усилий на углубление экономического сотрудничества в области безопасности с государствами Центральной Азии. Таким образом Турция сможет поддерживать баланс сил между Россией и Китаем в евразийской архитектуре. С позиции большей геополитической силы Турция может принять решение изменить свое нынешнее отношение к политике Китая в Синьцзяне и оказать давление на Пекин, будучи влиятельным игроком формирующейся евразийской архитектуры. Выигрывая от своего включения в китайскую инициативу ”Один пояс - один путь” по всей Центральной Азии, Турция, вполне вероятно, переиграла Китай в Азербайджане, усилив свое влияние в качестве евразийской державы.
![]() |
В КБР мошенники пытались похитить 60 млн рублей туристической субсидии
Жителей России предупредили о рисках подключения к случайным сетям Wi-Fi
СТАВРОПОЛЬЕ. Власти Ставрополья направят свыше миллиарда рублей на спасение 90 тысяч га угодий
Россия предложила продлить запрет на вылов каспийских осетров
РОСТОВ. Врио губернатора Юрий Слюсарь поручил завершить обустройство детских площадок до октября
ЧЕЧНЯ. 14 пожаров за неделю: МЧС Чечни напоминает о правилах безопасности
ЧЕЧНЯ. «Братская республика»: Кадыров поздравил КЧР с Днём Республики