ЧЕЧНЯ. Родился 11 июля 1960 года в райцентре Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской АССР. С пяти лет становится учеником местной школы, которую заканчивает с отличием, и поступает в Краснодарский политехнический институт. На исключительно способного студента обращают внимание, и после вуза ему предлагают продолжить обучение в аспирантуре. Над материалами диссертации он работает в самом именитом центре виноделия — в ялтинском «Магараче». После публикации целого ряда научных статей с блеском защищает кандидатскую диссертацию, которая была признана ученым советом добротной заявкой на докторскую. Позднее получает и второе образование, окончив Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина. Член-корреспондент Российской академии естественных наук.
Работал на предприятиях биохимической промышленности в Краснодаре и Грозном.
1991—95 годы — менеджер, затем президент швейцарской нефтетрейдинговой компании «Лиа Ойл».
В 1995 году решением правительства РФ назначен президентом «Южной нефтяной компании» (ЮНКО) в Чечне. Уже вскоре компания становится единственной реально действующей структурой в республике, охваченной войной.
В 1996 году молодой и успешный нефтяной генерал получает приглашение в компанию СИДАНКО на пост вице-президента, а несколько месяцев спустя становится президентом этой компании. Бажаевский период был для СИДАНКО периодом наибольших успехов.
В 1998 году создал и возглавил холдинг «Группа Альянс». Идея антикризисного управления, предложенная Зией Бажаевым, была поддержана многими губернаторами, общественными и политическими деятелями России и стран СНГ.
Бажаевым были задуманы различные масштабные и чрезвычайно интересные проекты, часть из которых его холдинг начал успешно претворять в жизнь. Часть — так и осталась идеями талантливого, яркого, безупречно обязательного предпринимателя и перспективного политика, трагически ушедшего из жизни в самом расцвете сил — за три месяца до своего сорокалетия.
Он успел поработать на производстве, попробовать себя в предпринимательской деятельности, в ресторанном бизнесе. Но всякий раз душа требовала большего, рамки освоенного становились тесными, а новые идеи продолжали фонтанировать, увлекая вперед и ввысь…
Он раз за разом поднимал планку очередной попытки, и даже самые близкие друзья не всегда верили, что эта высота будет взята. Но он брал ее. И снова поднимал планку.
Он успел за пять лет в нефтяном бизнесе — новом для себя и абсолютно чужом — стать настоящим нефтяным генералом, с которым были вынуждены считаться даже корифеи этой кастовой сферы. А затем и в этой сфере почувствовал себя тесно. И предложил рынку абсолютно новую, но чрезвычайно актуальную идею антикризисного управления…
В 1993 году в Москве появился офис малоизвестной швейцарской компании «Лиа Ойл». Сфера деятельности — торговля нефтью и нефтепродуктами, руководитель — Зия Бажаев. К тому времени этот рынок уже был сформирован, поэтому в нефтяных кругах скептически оценивали возможности нового игрока. Но спустя некоторое время мнение изменилось. Если вначале объем экспортных поставок «Лиа Ойл» составлял 40 тыс. тонн нефти в год, то через три года этот показатель увеличился до 2,5 млн тонн. Среди иностранных компаний «Лиа Ойл» стала одним из основных нефтетрейдеров. Как тогда говорили в нефтяных кругах, «Зия Бажаев создал конфетку на ровном месте».
В 1995 году, в разгар первой чеченской войны, Зия Бажаев получил от правительства России неожиданное предложение — возглавить создававшуюся в Чечне «Южную нефтяную компанию» (ЮНКО). Он дал согласие, оставив процветающий бизнес в «Лиа Ойл». Для того, как писал еженедельник «Деловые люди», чтобы «испытать себя в новых экстремальных условиях, выйти на совершенно иной управленческий масштаб». Зия Бажаев возглавлял ЮНКО меньше года. На фоне всеобщего развала нефтекомплекс Чечни стал за это время единственной в республике работающей отраслью: возобновилась добыча нефти, начали налаживаться переработка и система сбыта. Впервые после четырехлетнего перерыва чеченская нефть пошла на экспорт, доходы от которого направлялись на развитие нефтяной отрасли разрушенной республики, на социальные нужды, на зарплату, которую здесь не видели многие месяцы. Но Зие Бажаеву пришлось оставить ЮНКО — новые власти Чечни в лице Завгаева и его команды решили взять единственное успешное предприятие под собственный контроль. Местнические амбиции одержали верх, и Бажаев с мировоззрением государственника отказался работать в таких условиях. Он подал в отставку.
В июне 1996 года Зия Бажаев стал вице-президентом компании СИДАНКО по коммерческим вопросам, через несколько месяцев после этого — первым вице-президентом. В апреле 1997 года его избрали президентом компании. К приходу Зии Бажаева СИДАНКО представляла собой рыхлое образование, которое в нефтяных кругах называли «бумажной вертикально-интегрированной компанией». За рекордный срок Зия Бажаев решил три стратегические задачи: построил жесткую управленческую вертикаль, централизовал товарные и финансовые потоки, установил контроль со стороны холдинга над производственной и финансовой деятельностью дочерних предприятий. За год рыночная стоимость СИДАНКО выросла с 630 млн до 6 млрд долларов. Стремительный взлет компании не остался незамеченным ни в России, ни за ее пределами. В конце 1997 года один из мировых нефтегазовых лидеров — компания «Бритиш петролеум» приобрела 10 % акций СИДАНКО за 571 млн долларов. Одна из газет тогда написала: «Запад снял перед Зией Бажаевым шляпу».
Весной 1998 года Зия Бажаев создал ОАО «Группа Альянс». Образование новой компании он обосновал так: «Я хочу добиться высот в том деле, которым занимаюсь. Я люблю самостоятельность. Я хочу большего, чем СИДАНКО». На российском рынке появилась не просто новая компания, а компания с принципиально иным видом бизнеса — антикризисное управление предприятиями. Предлагаемые услуги сразу же оказались востребованными. Это проявилось, в частности, в том, что в состав акционеров «Группы Альянс» вошли 15 областей, краев и республик. В то время еженедельник «Деловые люди» написал: «Но если бы такой специализации и не существовало, ее, может быть, следовало бы изобрести для Зии Бажаева, ибо антикризисное управление, если вдуматься, — это то, чем он занимался всегда, к чему лежит его душа, что сформировало и продолжает формировать его характер». Спустя три месяца после создания «Группу Альянс» пригласили стать внешней управляющей организацией компании «Роснефть». За две недели она выполнила такой объем работы, на которую требуются месяцы.
Осенью 1999 года правительство Казахстана привлекло «Группу Альянс» к управлению Херсонским НПЗ. Через несколько месяцев после этого компания начала реализовывать новый проект — управление Томским нефтехимическим комбинатом. Загорелся президент «Группы Альянс» и идеей создания нового медиахолдинга. Зия Бажаев был в своей стихии… Определил для себя цель — через три-четыре года превратить завод в одного из лидеров украинской нефтепереработки. Он думал и о другом:
«Этот проект может дать позитивный импульс развитию и углублению экономического партнерства между тремя странами». Над реализацией проекта Зия Бажаев успел поработать всего несколько месяцев, но за это время создал базу, которая сейчас позволяет «Группе Альянс» уверенно двигаться к поставленным целям. Херсонский НПЗ стабильно снабжается нефтью. Впервые за всю историю завода здесь освоено производство бензина АИ-92 и новых сортов дизельного топлива, планируется строительство установки по гидроочистке топлива. Стабилизируется финансовое положение предприятия: практически погашена задолженность перед бюджетом, которая составляла около 7 млн гривен, нет долгов по зарплате. Таким образом, как считает президент «Группы Альянс» Муса Бажаев, первая часть проекта реализована, на очереди — вторая: привлечение инвестиций для дальнейшей модернизации и реконструкции производства.
Об этом проекте Зия Бажаев часто говорил. До начала его реализации он не дожил два месяца. В мае 2000 года «Г руппа Альянс» получила в управление контрольные пакеты акций Хабаровского НПЗ и предприятий нефтепродуктообеспечения «Хабаровск-нефтепродукта», «Сахалиннефтепродукта», «Чукотканефтепродукта», «Приморскнефтепродукта» и «Амурнефтепродукта». По замыслу Зии Бажаева, этот проект должен был стать основой для последующего наращивания участия «Группы Альянс» в активах компаний, ориентированных на работу с регионами Крайнего Севера и Дальнего Востока. Намеченная стратегия, по словам президента «Группы Альянс» Мусы Бажаева, успешно реализуется. Одним из наиболее важных ее составляющих является Хабаровский НПЗ.
Под управлением «Группы Альянс» возросла загрузка завода нефтью, 70 % которой приходится на ресурсы компании. По сравнению с 1999 годом объем реализации нефтепродуктов увеличился на 55 %. За это время «Группа Альянс» инвестировала в предприятие около 90 млн рублей. За счет реконструкции производства на 3–5 % увеличился выход светлых нефтепродуктов. В настоящее время компания завершает разработку инвестиционной программы развития Хабаровского НПЗ на 2001–2005 годы.
О крупном российском бизнесмене, о нефтяном генерале Зие Бажаеве узнали многие. О меценате, о человеке с щедрым сердцем и отзывчивой душой — лишь те, кому он помогал. Помогал молча, не афишируя этого, не привлекая к себе внимания, искренне полагая, что настоящее бескорыстие не требует огласки. Он опекал чеченские школы, всеми забытые посреди бесконечной войны. Вывозил детей с помощью МЧС подальше от грохота канонады — чтоб хоть немного передохнули на черноморском берегу. Учреждал в МГУ стипендию для детей погибших журналистов. Создал специальный фонд помощи студентам и педагогам Щукинского театрального училища. Отправлял на лечение за рубеж очень известных, но совсем не богатых деятелей культуры. Финансировал детскую академию искусств… Он планировал еще много, очень много по-настоящему добрых дел, на которые никогда не жалел ни сил, ни денег, ни души.
Сегодня эти его бескорыстные дела берет на себя благотворительный Фонд имени Зии Бажаева. Учредителями Фонда стали братья Зии и его самые близкие друзья. Функции президента Фонда взяла на себя жена Зии — Мадина Бажаева, а совет попечителей возглавил народный артист Владимир Этуш.
Когда Зия Бажаев погиб, команда не дрогнула. Братья Зии, не давая себе права на публичную тоску, подхватили его дело. Друзья и коллеги сплотились вокруг в том душевном порыве, который значительно глубже понятия «бизнес». И все вместе сохранили идею. Не изменили принципам, которым всю жизнь следовал Зия, выражая их лаконично: честность, обязательность, прозрачность.
И сейчас «Группа Альянс» не оставила без внимания ни одну из его гуманитарных идей. Особой заботой и «Группы», и братьев Зии была окружена томская школа-интернат для слабослышащих детей. Ее не только отреставрировали к началу учебного года, но и оснастили необходимым оборудованием. Помогают учредители Фонда и московским школам, в которых обучаются дети-инвалиды, детскому дому в Ленинградской области, иркутской школе для шахтерских детей. Не забыто и любимое место учебы и отдыха Зии — Ялта с ее знаменитым научным центром «Магарач». Здесь вручены первые аспирантские стипендии имени Зии Бажаева лучшим и наиболее перспективным соискателям кандидатской степени. Не оставлены без внимания и маленькие беженцы чеченской войны — в канун Нового года в рамках операции «Дети войны», начатой еще Зией, в лагеря беженцев доставляются тысячи новогодних подарков. По-прежнему — от Зии.
И злой рок, подломивший крылья самолета Як-40 и обрушивший всю свою мощь на последнее детище Зии, вдруг дрогнул. Команда не сдалась. Дело не развалилось. «Альянс» устоял. Это стало еще одной победой Зии, улетевшего навсегда. Может быть, самой главной его победой.
checheninfo.ru