В последние дни администрации Трампа бывший госсекретарь Майк Помпео заявил, что Китай совершает геноцид против уйгуров и других нацменьшинств в провинции Синьцзян. Предполагалось ли это в качестве вызова нашему новоизбранному президенту, пока неясно. Исторически послужной список Соединенных Штатов по признанию геноцида был проблематичным, пишет эксперт по общественным отношениям Степан Печдималджи для издания Newsweek.
«Помпео не стоило так долго приходить к такому выводу в последний день пребывания в должности, особенно в связи с распространенностью уйгурских отзывов и спутниковых снимков китайских лагерей. Это заставляет усомниться в эффективности и подлинности решения. Это еще больше ставит под сомнение наши государственные институты и подчеркивает, как геноцид может быть использован в качестве политического инструмента.
На протяжении десятилетий мы видели, как президенты от обеих партий используют Геноцид армян для политической целесообразности. Президенту Джо Байдену выпала уникальная возможность восстановить веру и доверие в Вашингтоне, признав Геноцид армян 24 апреля, когда отмечается 106-я годовщина. Этим небольшим, но значимым шагом, Байден может изменить статус-кво, направив миру решительный сигнал о том, что Соединенные Штаты привержены поддержке демократических ценностей и принципов после Трампизма.
Политика геноцида может быть сложной. Но это не обязательно. Американские армяне слишком хорошо знают, что происходит, когда политика может вытеснить права человека. Она порождает недоверие и разнузданный цинизм у наших избранных должностных лиц и лидеров в правительстве. Это способствует апатии. К сожалению, это прямой результат того, что происходит после многих лет обмана и лжи.
Каждый цикл президентских выборов ознаменован обещаниями кандидатов признать Геноцид армян, который Турция отрицает и по сей день. Независимо от того, идет ли речь о предвыборной кампании в поисках голосов или о сборе средств, кандидаты от Джорджа Буша до Барака Обамы обещали признать Геноцид армян на посту президента. Но, вступив в должность, они капитулируют под давлением Турции и склоняются перед алтарем реальной политики, используя эвфемистический язык и словесную гимнастику, чтобы описать то, что подавляющее большинство историков признает как первый геноцид 20-го века. Для таких отрицателей, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Геноцид армян - это фальшивые новости и один большой заговор, несмотря на исторические свидетельства.
Для Джо Байдена Геноцид армян – это внутренний вопрос и часть его политической карьеры. На посту председателя комитета Сената по международным отношениям, Байден был одним из авторов многочисленных законопроектов, в том числе резолюции о Геноциде армян, и внес законопроект, осуждающий убийство турецкого армянского журналиста и правозащитника Гранта Динка за его пропаганду Геноцида армян. Совсем недавно Байден пообещал признать Геноцид армян и сделать права человека приоритетом в случае его избрания президентом, следуя сценарию своих предшественников по предвыборной кампании.
Но в отличие от бывших президентов в новейшей истории, Байден принес присягу президента в период большого раскола и недоверия к нашей стране. Это одна из причин, по которой он сделал восстановление веры и доверия к власти одним из ключевых пунктов своей повестки дня.
В какой-то мере признание Геноцида армян может помочь этим усилиям. Для начала, это проблема обеих партий, которая может помочь преодолеть разногласия между двумя сторонами. Байден может задать тон двухпартийности в начале своего президентства, настаивая на признании в апреле этого года.
Два года назад Конгресс принял не имеющую обязательной силы резолюцию, которая подтвердила признание и определила американскую политику в отношении Геноцида армян как систематическое массовое истребление 1.5 миллионов армян османскими турками с 1915 по 1923 гг. В этот период также были убиты ассирийцы и греки. Администрация Трампа пыталась заблокировать резолюцию на заседании Сената, чтобы успокоить Эрдогана.
Во многих отношениях Геноцид армян все больше эволюционировал от «забытого геноцида» к политическому. Не случайно Помпео успокоил Турцию, опустив убийство армян османами из своего списка групп, пострадавших от преступлений против человечности, в своем заявлении об уйгурах.
В эпоху, когда протягивание руки через пропасть рассматривается скорее как порок, нежели добродетель, у Байдена есть шанс исправить нашу политику с помощью вопроса, с которым могут согласиться обе стороны. Есть причина, по которой и демократы, и республиканцы полюбовно сидели на фракции Конгресса по армянским вопросам с момента ее основания в 1995 году.
Байден вступил в должность в очень нестабильное время в отношениях США с Турцией. Время, когда Вашингтон закрывает глаза на злонамеренное поведение Анкары, проявляющей неуважение к верховенству закона, включая продолжающуюся кампанию по отрицанию Геноцида армян. Мир нуждается в большей честности и откровенности. Байден может пойти навстречу этому моменту, привлекая к ответственности авторов уловок и обмана за свои действия.
Чего президенты США не понимают, так это того, что Геноцид армян - это не политический вопрос, а вопрос прав человека. Байден проявил бы мудрость, если бы порвал с прошлым и сделал то, что благородно. Он должен признать Геноцид армян.
Жертвы Геноцида заслуживают лучшего от государственных служащих. Они заслуживают правды», - пишет автор статьи.