ИНГУШЕТИЯ. В горном Джейрахском районе Ингушетии, у самой границы с Грузией, можно увидеть древний таинственный христианский храм Тхаба-Ерды. По сей день никто в мире точно не может сказать как и когда, а главное кем, была построена эта мистическая церковь. Как не существует и точного ответа на вопрос: что вообще означает название Тхаба-Ерды (Тхьаба-Ерда). О существовании на мусульманском Северном Кавказе такого древнего и уникального христианского храма в Европе узнали лишь в конце XVIII-го века. Тогда уникальную христианскую святыню показали русским офицерам жители только что вошедшей в состав Российской империи горной Ингушетии.
Название храма, стоящего близ ингушских аулов Хайрах и Пуй, трактуют совершенно по-разному. То как ТкъобIa-Ерды - «Наша святыня» или «Храм веры». То как «Две тысячи святых». Самая распространенная версия гласит: изначально храм именовался Тома-Ерды - храм святого Фомы. Того самого, который Фома Неверующий. Историки полагают, Тхаба-Ерды мог быть построен на месте древнего вайнахского языческого святилища. В период с V по XI века нашей эры - краткую эпоху распространения среди некоторых предков чеченцев и ингушей православного христианства.
На тот момент (начало II-го тысячелетия до н.э) разделения между чеченцами и ингушами еще не существовало. Вайнахские горцы-дзурдзуки жили в едином государственном образовании - так называемой Дзурдзукетии (СурдукъетӀе), поддерживавшей активные контакты с соседней Грузией.
Предполагается, что каменный Тхаба-Ерды построили для вайнахских христиан грузинские православные миссионеры, о чем говорит высеченная на храме картвельским церковным письмом Асомтаврули надпись «Георгий епископ». Причем строили храм грузинские зодчие явно при активной поддержке местного вайнахского населения. В частности, о том говорит удивительная смесь стиля храма - тут вам и грузинские черты, и вайнахские.
Скорее всего, прибывшие из Закавказья грузинские архитекторы показывали имевшим солидные строительные навыки вайнахам лишь как именно возводить христианскую церковь. А вайнахи проводили все строительные работы сами.
С ослабеванием в XIII-м веке христианской Грузии, вернувшиеся в веру предков вайнахи каменное здание Тхаба-Ерды начали использовать уже не для церковных служб. А для отправления традиционных культов, суда и сбора мехк-кхела - Всенародного совета.
По мнению историков, храм Тхаба-Ерды перестраивался как минимум 6 раз. И то, что мы видим пред собой сейчас - облик примерно XIV-XV веков. Сегодня наряду с полуразрушенным храмом Алба-Ерды Тхаба-Ерды - один их двух дошедших до наших дней средневековых вайнахских христианских храмов. И один из древнейших в России христианских храмов в принципе. Тхаба-Ерды относится к ведению Махачкалинской Епархии РПЦ. И в нем иногда проводятся православные службы.
Post scriptum. Ингуши (гIалгIай), даже будучи яро верующими мусульманами, весьма почитают и охраняют Тхаба-Ерды, считая его важным символом своего многовекового братства с народом грузинов (картвелеби).
checheninfo.ru