ЧЕЧНЯ. Об Афганистане вновь вспоминают накануне 32-й годовщины вывода советских войск из этой страны. Последняя война Советской Армии была начата и закончена в самом центре Азии — на земле древнего Афганистана. Герат, Баграм, Хост, Джелалабад, Кабул, Кандагар… Еще сравнительно недавно эти названия были для нас, живших в тогдашнем Советском Союзе, очень далекими и одновременно близкими географическими точками. Далекими потому, что эти города находились в Афганистане, близкими — потому, что там находились наши сверстники, друзья, родственники. Каждый раз, услышав эти названия, мы переживали за судьбы наших ребят, находившихся там, за «речкой» (Аму-Дарья — река на границе между СССР и Афганистаном). О воинах-интернационалистах вспоминают 15 февраля, когда в этот холодный ветреный день 1989 года последний советский солдат ограниченного контингента советских войск оставил афганскую землю. Это была странная и тягучая война, о победах и поражениях которой советские люди мало что знали. У этой войны были свои особенности. Хочу вспомнить о ребятах, призванных из Чечено-Ингушетии для выполнения интернационального долга в Афганистане. События в Чечне и последовавшие затем две войны надолго сделали закрытой и почти забытой тему участия уроженцев ЧИАССР в афганской войне.
По данным председателя ЧРОООО «Российский союз ветеранов Афганистана» Саламу Асуева, за период нахождения советских войск в Афганистане воинскую службу прошел 2441 уроженец тогдашней Чечено-Ингушетии. Из этого числа, выполнив свой воинский долг до конца, погибли 69 человек. Из них 44 чеченца, 24 русских и один украинец. Еще трое погибших чеченцев призывались за пределами республики. В настоящее время в базе данных Чеченского отделения Союза ветеранов Афганистана членами организации состоят 670 человек. Необходимо отметить, что за всю десятилетнюю афганскую войну ни один наш земляк не попал в плен, не стал дезертиром и не пропал без вести. Свои печальные коррективы внесли военные события в Чечне. После Афганистана погибли и умерли 170 человек. Десять человек до сих пор числятся без вести пропавшими не в той далекой стране, а у себя на родине, дома, в период военных действий. Теперь афганцев становится все меньше и меньше из года в год.
Герой Советского Союза Г. Демченко. До сих пор единственным Героем Советского Союза из числа уроженцев Чеченской Республики считался Георгий Демченко, удостоенный этой высшей награды посмертно. Я не был с ним знаком, хотя мы оба были ровесниками, жили в Грозном всего в нескольких кварталах друг от друга. Выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, старший лейтенант Г. Демченко погиб в 1983 году. При выполнении боевого задания он оказался в окружении превосходящих сил противника и, прикрывая отход своих товарищей, чтобы не попасть в плен, подорвал себя гранатой. Тогда ему было 23 года. Он был захоронен на центральном городском кладбище города Грозного.
Спустя 24 года после его смерти, в апреле 2007-го, я присутствовал при эксгумации его останков. Во время военных действий в Грозном один из артиллерийских снарядов попал прямо в могилу Г. Демченко, расколов мраморный памятник надвое. Городская администрация привела могилу в надлежащий вид, склеили памятник… Эксгумация произошла по просьбе родителей Героя, которые с началом чеченской войны переехали в Волгоград. Родители, будучи в преклонном возрасте, по состоянию здоровья не могли посещать могилу сына в Грозном. Они обратились с просьбой к Главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, который пошел навстречу пожеланию родителей героя. По его указанию были проведены все необходимые мероприятия по эксгумации и транспортировке останков Г. Демченко до места нового захоронения.
Особо запомнилось, что спустя столько лет поверх цинкового гроба оказались совершенно не тронутыми коррозией кокарда и флажок с берета десантника. Присутствовавший на траурной церемонии Саламу Асуев сказал тогда, что на примере «таких земляков, как Георгий Демченко, воспитывалась молодежь Чеченской Республики». Чеченские ветераны Афганистана выразили сожаление, что один из их боевых товарищей, спустя долгие годы после смерти, покидает свою родину. Однако, по их словам, «желание его родителей для бывших братьев по оружию, свято». Герою Советского Союза Г. Демченко были отданы воинские почести. После этого траурный эскорт отправился в Волгоград…
Непризнанные герои. Друзья и однополчане говорят, что еще одним Героем должен был стать Сулейман Хачукаев. Он также ценою своей жизни спас целую разведроту. Не дали. Его посмертно наградили орденом Ленина, который обычно вручался вместе с Золотой звездой. Спустя год, после того как Герой Советского Союза Г. Демченко нашел место последнего упокоения на волгоградской земле, неожиданно стало известно, что среди уроженцев нашей республики есть еще один Герой Советского Союза. Им оказался ныне здравствующий Руслан Зайпулаев. Высшей награды воинской славы Р. Зайпулаев был удостоен еще в 1990 году за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в период военных действий в Афганистане. Как известно, через год СССР, как великая страна, перестал существовать, и награда затерялась. Возможно, ее специально затеряли ввиду начавшихся в 1991 году известных политических событий в Чеченской Республике. Лишь спустя 18 лет награда нашла героя. В 2008 году Руслану была вручена Золотая звезда Героя Советского Союза – одна из последних советских боевых наград. Афганистан стал местом, где напрочь отсутствовало понятие «национальность». Когда боец сдавал свою кровь тяжелораненому, он не спрашивал, какой он национальности и вероисповедания. Там были другие ценности, такие, как братство, дружба, взаимовыручка, оказание помощи, казалось бы, из безвыходной ситуации…
"Я не знал этого парня ..." Я отчетливо помню рассказ своего родственника Хусейна Цамараева, прошедшего Афганистан. Он был танкистом, а его земляк по имени Имран служил в десантно-штурмовой бригаде. В одной из немногих встреч он рассказал Хусейну историю, которую я не могу забыть.
…По приказу командования Имран с группой десантников ходил глубоко в тыл территории, контролируемой афганскими моджахедами. Целью опасного задания было уничтожение крупной перевалочной базы противника с огромным количеством боеприпасов. Поначалу все складывалось благополучно. Без особых происшествий добрались до места расположения базы, устроили грандиозный «фейерверк» и без потерь стали отходить. Очнувшиеся от такой дерзкой вылазки «шурави» (так назывались военнослужащие Советской Армии), моджахеды организовали преследование, регулярно вступая в боевой контакт с десантниками. Несмотря на свои потери, душманы продолжали упорно наседать. Для самостоятельного отхода к своим и рассеивания преследователей десантники решили рассредоточиться по пять человек. Командиром отделения был назначен Имран. Его группа пробиралась по наиболее сложному горному маршруту. Вскоре появились первые раненые. Уходить стало еще труднее. В момент отчаяния Имран решил остаться, чтобы прикрыть отход товарищей. В минуту передышки он сказал о своем решении. В наступившем молчании, которое, казалось, длилось вечность, а на самом деле какие-то секунды, раздался голос одного из бойцов. Его все звали Санькой, вероятно, за слишком уж мальчишеский вид. Это было его первое боевое крещение.
– Командир, – сказал он, – разреши, я останусь.
Имран опешил от такой просьбы, как будто речь шла о чем-то обыденном.
– Салага, ты приказ не слышал? Сказано, уходить всем!
– Ребята! У вас у всех есть родители. А у меня нет никого, я детдомовец. Так что плакать по мне некому, – сказал он с грустной, какой-то извиняющейся улыбкой.
Несмотря на приказание, а затем и уговоры, Санька остался там. Навсегда девятнадцатилетним…Благодаря ему оставшиеся бойцы благополучно вышли в расположение своих войск. Я не знал этого парня, но запомнил его навсегда.
«Я пришел сюда с вами ...» Житель с. Гехи Руслан Саралиев в свои восемнадцать лет попал сразу в Афганистан, прослужив зенитчиком ровно два года срочной службы. Он вспоминает, как после тифа он оказался в госпитале, ему предложили комиссоваться. При встрече со своими земляками он рассказал им об этом предложении. Вместе с ним в его части оказались шестеро чеченцев и четверо ингушей. Окончательное решение его было таким: «Я пришел сюда с вами и уйду, даст Аллах, домой вместе с вами».
Там же, в госпитале, он познакомился с другим своим земляком, жителем с. Чишки Саид-Селимом Эскиевым. Это была их первая и последняя встреча. С.-С. Эскиев проходил службу на отдаленном посту возле населенного пункта Сураби вблизи афгано-пакистанской границы. Когда ему оставалось до конца срока службы два месяца, его отряд вышел на боевое задание. Когда у одного из впереди идущих под ногами раздался шелчок, Эскиев, не раздумывая, оттолкнул его и сам лег на мину, своей жизнью спасая товарищей…
Билал Таташов вспоминает, как после его службы в Афганистане туда же, на срочную службу, был призван его младший брат Халил. Однажды во время сопровождения колонны он попал в ту часть, в которой служил Билал и встретил его сослуживца Юсуп-Хаджи из Гудермесского района.
«У нас было правило: когда чеченец увольнялся, то, подписав свое имя, передавал свой ремень тому чеченцу, который оставался служить. Когда я передавал свой ремень Юсупу-Хаджи, на нем было уже пять имен. После общения с моим братом Юсуп-Хаджи подарил ему тот самый ремень, в свое время подаренный ему мною», – вспоминает Билал Таташов.
Боевое братство. Необходимо отметить, что спустя всего пять лет, уже во время боевых действий в Чеченской Республике, боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Известно, что часть чеченских «афганцев» в период боевых действий на территории ЧР входили в состав незаконных вооруженных формирований. Однако это не мешало им поддерживать контакты с «афганцами» из регионов России, которые обращались с просьбами о поиске пропавших без вести солдат, а также военнослужащих, находившихся в плену. Боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Так, например, ветераны войны в Афганистане с помощью своих боевых друзей-чеченцев оказали содействие в освобождении из плена майора Морозова и его группы из 50 человек.
А вот как вспоминает майор Морозов, командир отряда 22-й обр спецназа ГРУ, плененный боевиками 8 января 1995 года в горах вблизи с.Комсомольское, о встрече с чеченскими «афганцами» в журнале «Братишка» за январь 2010 года:
«В первые дни меня допрашивали начальник разведки и начальник контрразведки Шалинского района. Оба в прошлом военные, служили в Афгане. Темнеет. Сидим в камере. Заходят: «Морозов, пошли». Ну, думаю, начинается. Выходим из здания департамента госбезопасности Шалинского района, раньше там милиция была. Они мне так, негромко: «Ты только веди себя спокойно, не дергайся». А выглядим мы почти одинаково. Все в камуфляже и в черных вязаных шапочках. Я за несколько дней уже оброс. Выходим, пересекаем площадь и заходим в кафе. Садимся за стол. Они что-то сказали, и скоро на столе появились бутылка водки, соленые огурцы и еще что-то из закуски. Они наливают и говорят: «ну что, братан, давай за встречу». Мол, братья-«афганцы» и т.д. Они и говорят: «Ты знаешь, мы пока не решили, что с вашим отрядом сделать. Но если дело дойдет мочить вас, то знаешь, на тебя рука не поднимется. Вон стоит «жигуленок», давай-ка мы тебя сейчас в Хасавюрт вывезем, и у тебя все нормально будет. А с отрядом потом решим. Отказался я от такого предложения».
Как известно, весь отряд благополучно вернулся домой. Такая вот история о бывших собратьях по оружию, оказавшихся по воле судьбы по разные стороны «баррикад». При помощи чеченских «афганцев» летом 1998-го были освобождены еще двое солдат срочной службы года.
Война без победителей. Надо отдать должное тогдашним молодым людям – нашим землякам, которые с честью прошли дороги и ущелья Афганистана. Всего государственными наградами были отмечены 293 чеченца. Боевые награды наших земляков, из которых награждены: орденом Ленина – 1 (посмертно), Боевого Красного Знамени – 2 человека (1 – посмертно), двумя орденами Красной Звезды – 2 человека, орденом Красной Звезды – 77 человек (38 посмертно), медалью «За отвагу» – 109 и медалью «За боевые заслуги» – 84 человека.
В одной из своих встреч с чеченскими ветеранами афганской войны, Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров сказал, что на той войне не было победителей. Тем не менее, советские воины-интернационалисты до конца выполнили свой долг.
«Мне приятно отметить, что призывники из нашей республики на этой войне проявили себя достойно. Многие были награждены орденами и медалями и удостоены высоких званий. Руководство республики не останется в долгу перед афганцами. Оно и впредь будет уделять пристальное внимание проблемам чеченских ветеранов Афганистана», - сказал Глава республики.
Документ-справка о потерях в Афганистане. - Всего убито, умерло от ран и болезней 13833 человека, в том числе 1979 офицеров.
- Всего ранено 49985 человек, в том числе 7132 офицера.
- Стали инвалидами 6669 человек.
- Находятся в розыске 330 человек.
Награждены орденами и медалями СССР были 200 тысяч человек, из них 76 стали Героями Советского Союза. Всего прошли через Афганистан 5 462 555 человек.
Данные генерального штаба ВС СССР, 1989 год) Гласность. — 1991. — N 29.По уточненным данным, в Афганистане с 1979 по 1989 год погибли:
- русские – 6888
- украинцы – 2378
- белорусы – 613
- узбеки – 1086
- татары – 442
- казахи – 362
- туркмены – 263
- таджики – 236
- азербайджанцы – 195
- молдаване – 194
- киргизы – 102
- башкиры – 98
- армяне – 95
- грузины – 81
- мордва – 66
- литовцы – 57
- марийцы – 49
- чеченцы – 47
- осетины – 30
- кабардинцы – 25
- латыши – 23
- калмыки – 22
- удмурты – 22
- коми – 16
- эстонцы – 15
- ингуши – 12
- балкарцы – 9
- евреи – 7
- абхазы – 6
- карелы – 6
- каракалпаки – 5
- тувинцы – 4
- буряты – 4
- якуты – 1
- другие народы и национальности – 168
- народности Дагестана – 101.
Post scriptum. Чеченцы занимают 18 место в мартирологе среди представителей 67 национальностей Советского Союза, принимавших участие в афганской войне. Большинству из них не было и двадцати лет. Война – дело молодых, лекарство против морщин…
Руслан Рустемарк
checheninfo.ru