Северный Кавказ – уникальный в этнокультурном отношении регион Российской Федерации. В то же время с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления и обеспечения национальной безопасности России это и наиболее сложный регион. Экономический спад в этом регионе выбрасывает все новые и новые волны мигрантов-кавказцев в российские города из-за неспособности республик региона наладить у себя экономику и социальную сферу.
На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов, что делает этот регион густонаселенным, трудоизбыточным и малоземельным регионом. Практически всегда одним из факторов дестабилизации обстановки на Северном Кавказе становятся территориальные споры и претензии. Особую остроту политическим и социальным вопросам придают наличие зон военных конфликтов, функционирование вооруженных формирований в республиках, перенасыщенность региона оружием, и как следствие всего этого - обострение криминогенной обстановки.
К тому же Северный Кавказ соседствует с закавказскими государствами, которые также отягощены множеством проблем аналогичного характера. В данном контексте весь Кавказ можно рассматривать как целостный регион с единым комплексом проблем. Изначальная конфликтогенность этого региона, связанная с его геополитическим положением, с наличием традиционных военно-стратегических и геополитических интересов России и других государств мирового сообщества на Кавказе в целом, определяется географическим положением, контроль над которым дает возможность влиять на развитие ситуации на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Это придает дополнительную значимость северокавказским республикам в деле обеспечения стабильности во всем Кавказском регионе и на юге России.
В силу стратегического положения Кавказа и богатства его недр здесь переплетаются интересы как великих держав, так и сопредельных государств, претендующих на роль региональных лидеров. Сегодня Кавказ вообще и Северный Кавказ в частности, стал одним из тех регионов, откуда исходит угроза безопасности России.
В результате чеченских войн произошло разрушение геополитической целостности всего Северокавказского региона, разрыв транспортных коммуникаций, нарушение регионального этнодемографического баланса, в связи с перемещением больших масс беженцев и вынужденных переселенцев, превративших Северный Кавказ в своеобразный криминальный плацдарм, ставший одним из факторов, подрывающих национальную безопасность России. Все это делает Северный Кавказ чрезвычайно восприимчивым к любым конфликтам, которые в создавшихся условиях почти всегда приобретают характер межнациональных. Продолжение этой ситуации самым непосредственным образом отражается на положении дел в самой России, т. к. экономический спад в этом регионе выбрасывает все новые и новые волны мигрантов-кавказцев в российские города из-за неспособности республик региона наладить у себя экономику и социальную сферу, растет поток контрабандного оружия и наркотиков, что является причиной дальнейшего обострения криминогенной ситуации в крупных российских городах.В обеспечении региональной безопасности огромную роль играет занятость населения, т. к. она влияет на производственную активность и обеспечивает повышение доходов жителей региона.
Присутствие на Северном Кавказе обеспечивает России политическое, экономическое и военное влияние на близлежащие территории, в том числе Ближнего и Среднего Востока. Особое значение, с этой точки зрения, приобретает роль Северного Кавказа для сохранения и расширения роли и влияния России в трех закавказских республиках – Армении, Грузии и Азербайджане. В военно-политическом плане значение Северного Кавказа определяется потребностями обеспечения военно-стратегического равновесия и стабильности в Кавказском и Ближневосточном регионе. В этом плане национально-государственные интересы России обеспечиваются присутствием российской армии и пограничных войск.
Модернизация России невозможна без учета составляющих ее регионов. В модели безопасности региона важной является проблема расширения самостоятельности административно-территориальных образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов региона и центра.
Стратегическое решение проблем стабильности и безопасности на Северном Кавказе связано с повышением эффективности функций государственной власти и укреплением взаимодействия центра и субъектов региона, что невозможно без учета региональных проблем развития. Конфликты между федеральной и региональной администрацией, рост региональных проблем вызывают необходимость новой региональной политики.
При реализации политики федерального центра на Северном Кавказе основными задачами становятся установление и поддержание межнационального согласия, преодоление конфликтных и кризисных ситуаций, сепаратистских настроений, обеспечение безопасности граждан и целостности России, решение проблем внешних границ региона. При этом не следует забывать об огромной роли местных политических элит и о проблемах, связанных с влиянием на политические институты традиционных общественных структур. Анализ развития регионов, выявление их специфики необходимы для решения задачи перспективных федерально-региональных отношений. При этом ставку необходимо делать на внутреннюю стратегию региона, первоочередной задачей которой должно являться экономическое благополучие населения. В обеспечении региональной безопасности огромную роль играет занятость населения, т. к. она влияет на производственную активность и обеспечивает повышение доходов жителей региона.