ДАЙДЖЕСТ: |
Наиболее любопытным в этом свете предстает заявление Нурсултана Назарбаева о том, что "Евразийский экономический союз (ЕАЭС) откроет возможности для выхода турецкого бизнеса на новые рынки". Происходить это, очевидно, будет через Казахстан, чему Назарбаев будет немало способствовать. Момент, надо отметить, выгодный. После принятия Европарламентом проармянской резолюции по геноциду между Турцией и Старым Светом начнется период охлаждения – Анкара, безусловно, задетая действиями европейцев, продемонстрирует вектор поиска новых надежных партнеров и альтернативы отношениям с Европой. В свою очередь сам Казахстан через Турцию надеется на выход на Ближний Восток и Европу, а также поддержку при вступлении в ВТО.
Эрдоган согласился с тем, что сотрудничество таит в себе взаимовыгодные перспективы. Он заявил, что видит в Казахстане сильного надежного партнера, с помощью которого можно выйти и на новые рынки, и на новый уровень сотрудничества со странами Каспийского бассейна, в котором Астана играет большую роль, и получить определенные блага от каспийских энергоресурсов.
Однако директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев рекомендует не спешить и не переоценивать звучавшие заявления. По его мнению, определенное сближение Турции с ЕАЭС, конечно, допустимо, особенно если не забывать о начавшемся сближении Москвы и Анкары на энергетической основе. Но чтобы Турция стала "своей" - вряд ли. "Реальные и реализуемые интересы Турции в том, чтобы дистанцировавшись от украинского кризиса, получить максимум дивидендов от транзита российского газа. Это и Москву устроит. Но экспансии различных структур, проводящих "мягкую силу" Турции на постсоветском пространстве, Москва не обрадуется, а поэтому будет против вступления Турции в ЕАЭС. К тому же вступление Турции в альянс приведет к возникновению в союзе переизбытка центров силы и понизит договороспособность членов организации", - полагает Казанцев.
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в целом согласен с оценкой Казанцева по поводу перспектив вступления Турция в ЕАЭС. Но при этом полагает, что дело не только в вероятном нежелании России, а больше в том, что Турция сама не готова к членству в альянсе. "Отношения Анкары и Москвы действительно на подъеме. Естественно, есть и разногласия - по Сирии, по Крыму, по экономическим отношениям. Турецкая сторона, в частности, упрекает российскую в том, что взаимный товарооборот якобы неравноправный. При этом они считают только торговлю товарами, не беря в расчет услуги. Между тем российский туризм в Турции приносит им колоссальные доходы, не включаемые в торговую статистику. Такого рода моменты не позволяют говорить о готовности Турции вступить в ЕАЭС", – сказал Аждар Куртов.
Помимо обсуждения глобальных тем, стороны достигли конкретных договоренностей в сфере двусторонних отношений подписав 19 коммерческих соглашений в рамках совместного бизнес-форума на сумму более 800 млн долларов. Пресс-служба министерства по инвестициям и развитию Казахстана сообщила, что, помимо этого, в настоящее время в рамках активизации работы по совместной программе двух стран "Новая синергия" сформирован перечень совместных проектов, в который вошли 23 бизнес-инициативы на сумму более 2,8 млрд долларов. Были подписаны меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в железнодорожной отрасли, меморандумы о намерениях реализации ряда проектов с участием турецких компаний в Южно-Казахстанской области Казахстана, соглашение о сотрудничестве в рамках двустороннего делового совета между внешнеторговой палатой Казахстана и советом внешнеэкономических связей Турции, меморандум о сотрудничестве по расширению инвестиций в Казахстан, протокол о сотрудничестве в науке и технике, меморандумы о сотрудничестве по реинвестициям и расширению производственной деятельности в Казахстане между "KAZNEX INVEST" и рядом турецких компаний. Казахстан и Турция намерены в ближайшее время довести объем товарооборота до 10 млрд долларов – нынешний, составляющий 3,5 млрд долларов не устраивает стороны, хотя они с пониманием относятся к тому, что невысокий показатель обусловлен мировым экономическим кризисом.
Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде, комментируя визит президента Турции в Казахстан, отметил, что он, организованный в сложный для региона период, может быть вызван рядом обстоятельств. "Прежде всего, речь идет о возможном переформатировании всей системы региональной политики с учетом возможного политического усиления Ирана, активизации роли Саудовской Аравии в региональных делах и определения возможностей Анкары влиять на всю эту ситуацию", - полагает Велизаде. По его мнению, Турция видит в Казахстане не только надежного союзника в регионе Центральной Азии, но и эффективного коммуникатора со странами евразийского ядра интеграции. В основе этого ядра лежит реализация вполне прагматичных проектов и идей. В частности, развитие транспортных коммуникаций, связывающих страны Центральной Азии с Турцией и Китаем через Каспий и Южный Кавказ, идея доставки центральноазиатских энергоносителей в Европу через систему альтернативных трубопроводов, создание единого оптико-волоконного кабеля, связывающего отдельные части Евразийского континента. И, конечно, нельзя забывать о стремлении Турции быть лидером среди государств Тюркского мира. Стратегическое сближение с мощным Казахстаном вполне отвечает этой цели в долгосрочной перспективе.
КРЫМ. Стало известно, сколько времени займет разбор завалов обрушившегося в Крыму моста
ГРУЗИЯ. Юный певец из Грузии выиграл "Детское Евровидение-2024"
КРАСНОДАР. В Сочи более 90% котельных работают на экологичном топливе
КРАСНОДАР. Пятизвездочный отель построит комплекс на побережье в Туапсинском районе
ГРУЗИЯ. Силовики в Грузии разогнали оппозицию, проходят задержания
ГРУЗИЯ. Итоги выборов в Грузии: "Мечта" получила 89 мандатов из 150
КРАСНОДАР. Чиновница из Сочи нелицеприятно высказалась о бойцах СВО
КРАСНОДАР. На планерке в ЗСК подвели промежуточные итоги реализации краевых госпрограмм