ЧЕЧНЯ. Интервью с модератором тематической площадки Общероссийского народного фронта в Чеченской Республике «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатором проекта ОНФ «Карта убитых дорог Магомедом Хаджимурадовым. — Магомед Мухадинович, с начала реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в республике вы являетесь, можно сказать, общественным контролером №1 объектов, ремонтируемых в рамках нацпроекта. Скажите, пожалуйста, вы давно занимаетесь общественной деятельностью?
— Общественная деятельность — часть моей жизни. С 2006-го по 2017 год я был членом общественных палат Чеченской Республики и Российской Федерации. С 2011-го состою в региональном штабе Общероссийского народного фронта в Чеченской Республике и являюсь координатором федерального проекта ОНФ «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог». С момента утверждения Президентом Российской Федерации указа о национальных проектах я стал модератором тематической площадки Общероссийского народного фронта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Дорожный нацпроект делает серьезный акцент на взаимодействие с общественностью. И мы воспользовались этим, занялись общественным контролем на объектах нацпроекта. — В чем заключается работа общественных контролеров? — Общественные контролеры осуществляют мониторинг проводимых работ на объектах нацпроекта, проводят замеры параметров ширины и толщины укладываемого асфальтобетонного покрытия, проверяют качество используемых материалов, следят за соблюдением необходимых нормативов по доступной среде для инвалидов. Мы принимаем участие в общественных обсуждениях по формированию перечня участков улиц и дорог для включения в перечень объектов нацпроекта.
В качестве общественных контролеров Общероссийского народного фронта мы привлекли студентов Института строительства, архитектуры и дизайна Грозненского государственного технического нефтяного университета имени академика М.Д. Миллионщикова, для которых такое участие является не только проявлением гражданской активности, но и возможностью получения практических навыков и закрепления своих теоретических знаний. Участие студентов и директора Института строительства, архитектуры и дизайна университета Саламбека Алиева внесло живость в нашу работу.
— Расскажите, пожалуйста, про ваше взаимодействие с Министерством автомобильных дорог Чеченской Республики и мэриями Грозного и Аргуна. И как подрядчики относятся к общественным контролерам и их замечаниям? — У нас сложилась очень оперативная, мобильная группа совместно с представителями Министерства автомобильных дорог, мэрий городов Грозный и Аргун, а также наших трех республиканских телерадиокомпаний ГГТРК «Вайнах», ЧГТРК «Грозный» и ТРК «Путь» для выездов на объекты нацпроекта. Такая форма взаимодействия для нас — общественных контролеров ОНФ очень удобна и эффективна. Осуществляя общественный контроль на объекты дорожного нацпроекта, мы высказываем наши замечания и предложения представителям заказчика и подрядчика. Подрядчик и сами рабочие на объектах понимают важность общественного контроля и учета общественного мнения. Многие наши предложения и мелкие замечания подрядчик решает, практически, сразу. Дважды в год мы проводим круглые столы при ОНФ, обсуждаем ход реализации нацпроекта с приглашением всех заинтересованных сторон и высказываем свои предложения по улучшению работ, по взаимодействию. В конце года проводим итоговое обсуждение результатов, намечаем планы на следующий год и награждаем отличившихся общественных наблюдателей почетными грамотами ОНФ.
— Что дала реализация дорожного нацпроекта Чеченской Республике? И ощущаете вы результаты своей деятельности? — Нацпроект сильно сказался на улично-дорожной сети городов Грозненской городской агломерации. Только за два года реализации нацпроекта в Грозном отремонтировано 79 улиц, реконструированы 3 улицы и 1 мост. В Аргуне отремонтировано 33 улицы. На региональных дорогах отремонтировано 7 участков, реконструирован 1 объект, установлено 8 камер фотовидеофиксации, установлен 1 пост весогабаритного контроля. Цифры серьезные для республики. Это большое подспорье для дорожного хозяйства региона и городской инфраструктуры Грозного и Аргуна. И очень приятно сознавать, что в создании таких качественных дорог в республике есть и частица участия общественных контролеров ОНФ. Иногда, проезжая по улицам, отремонтированным в рамках нацпроекта, вспоминаю случаи, когда мы акцентировали внимание подрядчика на приведение высоты бордюрного камня в месте перехода пешеходов в соответствие с требованием ГОСТа, и приятно видеть, что это сделано. Отрадно и то, что некоторые улицы вошли в программу работ нацпроекта и отремонтированы по обращениям граждан, которыми эти участки были занесены на «Карту убитых дорог» как требующие, по их мнению, первоочередного ремонта.
— Над чем, по-вашему, еще нужно поработать? — В текущем году мы надеемся качественно улучшить и расширить работу общественных контролеров ОНФ. В частности, планируем шире использовать лабораторные возможности Института строительства, архитектуры и дизайна ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова, а также отдела контроля качества Минавтодора ЧР для нашей работы на объектах нацпроекта. Первые объекты 2021 года нацпроекта стартовали на региональных дорогах и мы уже выезжали на них с общественным контролем. Есть еще желающие пополнить ряды общественных контролеров и потому планируем совместно с Министерством автомобильных дорог, Институтом строительства, архитектуры и дизайна продолжить нашу ежегодную традицию проведения обучающих семинаров для новичков. Интервью вела Айзан Ирзаханова