ЧЕЧНЯ. Дорожная сеть Чеченской Республики развивается, ее реконструкция и ремонт часто требуют изменения придорожной полосы. Пути расширяются порой до 4-х полос, поэтому дорожные службы бывают вынуждены очистить полосу отвода (полоса местности, которая передается в вечное пользование под дорогу и дорожные сооружения) от кустарников и деревьев. Это диктуется несколькими причинами. Первое – увеличение полос, второе – улучшение видимости, так как с ростом количества автомобилей всех типов, плохая видимость усиливает аварийность. Третий момент касается размещения большого количества дорожных знаков, что также требует пространства.
Реконструкция старых дорог и строительство новых приводит к определенным изменениям в придорожной флоре и фауне. Ширина просеки должна быть не меньше ширины постоянной полосы отвода, которая зависит от категории дороги, типов поперечного профиля, высоты насыпи или глубины выемки, а также от косогорности.
Корреспондент пообщался с директором департамента реконструкции и капитального строительства Минавтодора ЧР Айнди Джабраиловым, который рассказал, при каких условиях происходит вырубка деревьев и кустарников и, самое главное, кто должен восполнять растительность вдоль дороги.
Корр: При реконструкции дорог, когда полотно меняет свое направление, либо необходимо сгладить поворот, увеличить количество полос, происходит вырубка деревьев, которые находятся вдоль этих дорог. Существует ли программа их восполнения? А. Джабраилов: Минавтодор ЧР проводит работы по реконструкции и изменению дорожного полотна согласно проектам, которые регламентируются всеми заинтересованными службами. Полоса отвода, а это 30 метров справа и слева от проезжей части, закреплена за автомобильными дорогами и (или) объектами дорожного сервиса. Это территория автодорог, и на данной земле дорожные службы могут проводить все необходимые действия для улучшения качества дорожной сети. Это касается и вырубки деревьев, и всего прочего, чтобы улучшилась видимость на дороге и не нарушалась водоотводная часть. Таков государственный стандарт. В зависимости от категории дороги, полоса отвода может быть и 40, и 60 метров. На ней нельзя делать какие-либо капитальные строения, потому что эта земля принадлежит автодорогам. То, сколько деревьев вырубается, не считая кустарников, имеет значение, когда необходимо увеличить длину поворота или расширить трассу до 4-х и более полос. Существует программа по восполнению рыбы в реках при строительстве мостов, например, но, согласно проектной документации, при реконструкции и строительстве дорог, восполнение вырубленных деревьев и кустарников не предусмотрено.
Корр: По республике за прошедший год на скольких участках и где именно происходила вырубка деревьев? А. Джабраилов: В 2019 году была конкретная вырубка деревьев вдоль дороги, ведущей от федеральной трассы Р-217 до г. Урус-Мартан, а в остальных местах мы работаем по полосе отвода. Остальные участки мы не затрагиваем. В Урус-Мартане мы расширяли дорогу и вырубали деревья, которые мешали строительству. Мы провели там чистку и сделали восстановление растительного слоя в тех местах, которые мы использовали. Администрация Урус-Мартановского района провела высадку саженцев вдоль дороги уже после завершения работ.
Корр: Получается, в 2019 - 2020 годах, кроме как в Урус-Мартане, вырубка деревьев нигде не происходила? А. Джабраилов: В 2020 году при реконструкции и ремонте дорог Минавтодор ЧР работал только на территории нашей полосы отвода, не затрагивая новых земель.
Корр: Фактически, если вдоль дороги есть деревья, по закону вы имеете право их вырубать? А. Джабраилов: Если на полосе отвода автодороги, подведомственной Минавтодору, растут деревья, мы имеем право их вырубать по закону, не отчитываясь ни перед кем и без вопросов о восстановлении. Если мы занимаемся строительством новой дороги, то отходим на метров 40 - 60 по обе стороны. Министерство должно выполнять сметные рекомендации, а восстановление лесного фонда в проектах не прописано.