ДАЙДЖЕСТ: |
Линия должна пройти вдоль азербайджано-иранской границы. Сам маршрут не новый. Первоначально железная дорога была построена там в 1941 году, когда Кавказ сформировал юго-западный фланг Советского Союза, связав Москву не только с Азербайджаном, Арменией и Нахчываном, но и с иранской железнодорожной сетью через Джульфу в Нахчыване. Таким образом, стали возможны грузовые транзитные перевозки между Советским Союзом и иранскими портами в Персидском заливе. Однако в 1989 году отношения между Арменией и Азербайджаном стали ухудшаться, и на значительной части маршрута почти не осталось путей и другой инфраструктуры. Сейчас речь идет о современной дороге. Пока в Азербайджане не была объявлена ни оценка стоимости, ни дата завершения проекта, но эксперты считают, что, поскольку часть путей и мостов, вероятно, все-таки сохранилась, восстановление не потребует слишком больших усилий.
Перспективы армянской стороны менее очевидны. Ереван пока относится к открытию новых транспортных маршрутов скептически, хотя представители руководства страны проводят встречи со своими российскими и азербайджанскими коллегами для обсуждения планов. Вице-премьер Мгер Григорян сообщил парламенту 25 марта, что трехсторонняя рабочая группа представит первые результаты позже, поскольку предстоит дополнительная экспертная работа. По его словам, в группе "обсуждается восстановление существующей инфраструктуры советской эпохи".
Азербайджан должен получить большую поддержку как от Ирана, так и от России, выступающих за создание железнодорожного коридора в рамках МТК "Север-Юг" для улучшения условий региональной торговли, снижения транспортных расходов и создания торговых маршрутов с более удаленными пунктами назначения.
В 2000 году Россия, Иран и Индия подписали соглашение, направленное на создание транспортного коридора, связывающего Россию, Иран, Афганистан, Индию и ЕС. В 2005 году к соглашению присоединился и Азербайджан. "Развитие международного транспортного коридора "Север-Юг", соединяющего южные порты Ирана с Кавказом и Европой, может значительно снизить транспортные расходы", - сказал редактор новостей Railway Gazette International Эндрю Грэнтэм. Он отметил, что доступ к иранским портам еще больше активизирует морское сообщение с Индией. Но поток инвестиций был замедлен из-за конфликтов в Нагорном Карабахе и Афганистане, а также международных санкций против Ирана.
Теперь, когда при посредничестве России было подписано трехстороннее заявление о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном, вопрос о создании этого регионального железнодорожного коридора снова вернулся на повестку дня. Девятый пункт заявления призывает к разблокировке региональных транспортных связей и к созданию новой инфраструктуры, связывающей Нахчыван с Азербайджаном. Три стороны в данный момент прорабатывают детали, но в Азербайджане уже прилагают усилия для открытия нового пути железнодорожного сообщения до границы с Арменией. Новый маршрут избавит Баку от 840-километрового объезда вокруг Армении через Грузию и Турцию для выхода к западному эксклаву.
Железнодорожная карта Кавказа
"Это чрезвычайно важный проект, который принесет пользу не только Азербайджану, но и всем странам региона, а также станет крупным международным грузовым транзитным коридором", - сказал ведущий аналитик Центра анализа международных отношений Азербайджана Орхан Багиров. В Тегеране выразили поддержку сообщению с Нахчываном. "Открытие железнодорожной линии Джульфа-Нахчыван важно для выхода Ирана на рынки соседних и евразийских стран", - сказал министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на встрече с губернатором северо-западной иранской провинции Восточный Азербайджан 18 февраля.
Азербайджан и Иран подписали в 2005 году соглашение о создании альтернативного маршрута с севера на юг вдоль побережья Каспийского моря до Астары. Баку завершил строительство своего участка линии и построил новый железнодорожный мост на границе Азербайджана и Ирана через реку Астарачай в 2017 году, но задержки, вызванные сочетанием международных санкций и высоких затрат из-за сложного рельефа местности, долго мешали Ирану завершить строительство участка на своей территории.
Формально Иран остается приверженным проекту, считая его "экономическим императивом", однако с учетом того, что оставшиеся расходы оцениваются примерно в $1,1 млрд, неизвестно, когда линия будет достроена. Тем не менее эксплуатация новой линии, даже в незавершенном виде, даст существенный эффект. В 2018 году через азербайджанский участок было перевезено 270 тысяч тонн грузов в Иран, а в 2019 году этот показатель вырос до 364 тысяч тонн, даже несмотря на дополнительные расходы на дальнейшую транспортировку через Иран автомобильным транспортом. Учитывая, что стоимость перевозки по железной дороге на средние и дальние расстояния, как правило, вдвое меньше, чем по дороге, естественно, что при возобновлении железнодорожного сообщения через Нахчыван, работы будет хватать с избытком.
Возможности для Армении
Дорога в Нахчыван также открывает значительные возможности для изолированной Армении. На данный момент до Ирана - одной из двух стран, с которыми у Армении открыта граница - можно добраться только по трудной дороге. Это может измениться с восстановлением советского железнодорожного маршрута из Еревана в Азербайджан через Нахчыван. В то время как общественность Армении осторожно отнеслась к перспективам открытия транспортных маршрутов с Азербайджаном, премьер-министр Никол Пашинян попытался представить это как победу. "Это выгодно Армении, поскольку нам нужно надежное железнодорожное сообщение с Россией и Ираном, - сказал Пашинян 20 марта. - Это означает, что экономика нашей страны может значительно измениться".
В Иране не скрывали своей готовности восстановить железнодорожное сообщение с Арменией. Во время визита в Нахчыван в январе министр иностранных дел Зариф поддержал открытие дороги через Нахчыван, чтобы облегчить транспортное сообщение с Арменией. Хотя возрождение железнодорожного сообщения Иран-Нахчыван-Армения не вызывает вопросов, железнодорожное сообщение между Арменией и Россией может оказаться более сложной затеей. Баку поддерживает открытие такого сообщения, но с оговоркой, что оно может быть реализовано через существующую сеть железных дорог Азербайджана.
Железнодорожное сообщение Армении с Россией через Грузию также вряд ли будет реализовано в ближайшее время. В советские времена это сообщение осуществлялось вдоль черноморского побережья Грузии и Абхазии. Теперь в Сухуми заявляют, что готовы участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию, но в Грузии вряд ли на этой пойдут. Единственным вариантом железнодорожного сообщения с Россией для Армении будет новая линия внутри страны через Грузию и горы Северного Кавказа, что, хотя и не является технически невозможным, будет чрезмерно дорогостоящим.
Примет ли Ереван предложение Ильхама Алиева, пока неизвестно. Но в марте стало известно, что поставки российского газа в Армению будут временно вестись через Азербайджан из-за ремонта газопровода, что говорит о том, что сотрудничество Еревана и Баку по чувствительным, стратегическим вопросам возможно. Даже если это окажется политически возможным, протяженность железной дороги из Армении в Россию через Азербайджан примерно на 500 км больше, чем через Грузию. Так что, если в Баку намерены сделать свой маршрут жизнеспособным, возможно, им придется приложить дополнительные усилия, чтобы сделать доставку грузов по нему быстрее и надежнее, чем через Грузию.
Турция и Грузия не окажутся в проигрыше
Когда железная дорога из Азербайджана в Нахчыван возобновит работу, она станет основным транспортным узлом, связывающим Баку с анклавом. Это дополнит железнодорожную линию Баку-Тбилиси-Карс (БТК), которая открылась в 2017 году. Построенная за 10 лет линия БТК обошлась в $450 млн. Анкара и Баку в начале прошлого года объявили, что работы по строительству железнодорожной линии Карс-Ыгдыр-Нахчыван начнутся в 2021 году. Анкара, однако, не предусмотрела этот проект в своем бюджете на 2021 год, вероятно, предполагая, что из-за планов Баку по возобновлению прямого сообщения с Нахчываном проект, стоимостью около $300 млн, теперь может быть остановлен. Падение трафика по БТК будет означать потерю доходов как для Турции, так и для Грузии.
Однако напомним, что одна из функций проекта – стать звеном в турецкой инициативе "Среднего коридора", направленной на создание высокоскоростного трансконтинентального железнодорожного грузового сообщения через Кавказ и через Каспийское море. Регулярные грузовые перевозки между Турцией, Европой и Китаем уже осуществляются. Товарооборот будет быстро расти, и, по некоторым оценкам, по БТК можно будет перевозить до 30 млн тонн грузов в год.
С новой железнодорожной веткой к Нахчывану и восстановлением бывших советских маршрутов на Кавказе, регион может совершить железнодорожную революцию. "Железнодорожные перевозки дешевле, чем авиаперевозки, быстрее, чем морские перевозки, безопаснее и лучше для окружающей среды, чем автомобильные перевозки, - говорит Грэнтэм из Railway Gazette. - Во всем мире страны прилагают усилия, чтобы переместить грузовые потоки с грузовиков на поезда".
АРМЕНИЯ. Землетрясение произошло на границе Ирана, Азербайджана и Армении
Все виды автозапчастей на Гранту и авто других марок и моделей
АСТРАХАНЬ. В Астрахани арестовали двоих за нападение на футбольного тренера
АЗЕРБАЙДЖАН. На COP29 представлена климатическая инициатива Baku Harmoniya
ИНГУШЕТИЯ. Жителя столицы Ингушетии осудят за хранение гранаты
АЗЕРБАЙДЖАН. На COP29 состоялся "День ATACH", посвященный климату и здоровью