>АЗЕРБАЙДЖАН. Геополитическая конкуренция в регионе Каспийского моря за месторождения нефти и природного газа, а также трубопроводы в последние годы привлекает серьезное внимание прибрежных государств и других держав, однако отдельного внимания заслуживает усиление конкуренции на Каспии по другим вопросам, пишет Jamestown Foundation. За последние несколько недель на передний планы вышло три новых тенденции.
Во-первых, подписав 25-летнее соглашение о сотрудничестве с Китаем, Иран объявил о планах строительства первого искусственного острова на Каспии. Такой проект мелиорации земель самостоятельно Тегеран не смог бы осуществить. Теперь проект, скорее всего, вызовет усиление конкуренции между другими прибрежными государствами, что приведет к созданию совершенно новых портовых сооружений. Конкуренция между каспийскими портами усиливается в последние годы, в частности, из-за интереса Китая к развитию мультимодальной контейнерной торговли между Востоком и Западом. Но до сих пор большинство экспертов предполагало, что пропускная способность портов останется ограниченной, и это будет сдерживающим фактором для деятельности Китая. Однако намерение Ирана говорит о том, что такие предположения не оправданы, а портовая торговля может расшириться. Более того, действия Ирана и Китая, вероятно, будут стимулировать активность со стороны других прибрежных стран региона, что еще больше изменит текущие прогнозы.
Во-вторых, Казахстан стремится превратить свой порт Актау на Каспии в центр как для грузовых, так и для контейнерных перевозок между Центральной Азией с одной стороны, и Ираном и Западом с другой. Этот шаг предполагает модернизацию порта, а также расширение торгового судоходства. Однако существует опасность возникновения соперничества Казахстана с Россией, которая долго доминировала в этой сфере, и с другими прикаспийскими государствами, стремящимися заполучить часть рынка перевозок. Одновременно могут осложниться отношения Нур-Султана с Западом, который рассматривает торговлю с Ираном как способ для Тегерана обойти действующий режим санкций против его ядерной программы. В последние годы Казахстан часто игнорировали как игрока на Каспии, учитывая, что существующие железнодорожные маршруты сделали другие страны более значимыми. Но все чаще Нур-Султан сигнализирует о своем намерении стать крупным экспортером зерна и готовой продукции, к которым Китай и Иран проявляют особый интерес, а другие прибрежные государства пока уделяют меньше внимания.
В-третьих, недавние сообщения об экологических катастрофах на Каспии вызвали обеспокоенность во всем регионе по поводу сохранения биоразнообразия, включая возможное восстановление популяции местного осетра, который ценится за свою икру, считающуюся лучшей в мире. Прикаспийские страны разделяют экологические проблемы, но при этом не единодушны в своих оценках того, кто виноват и что делать. Эксперты и правительственные чиновники из региона собираются встретиться на посвященной этой теме международной конференции в Москве в конце апреля. У каждого регионального государства явно есть свои идеи, и они будут озвучены на предстоящей встрече, что может усилить разногласия.
Каждая из этих трех тенденций, хотя и редко рассматривается на фоне более широко признанной конкуренции в нефтегазовом секторе, окажет определенное влияние и на углеводороды. По мере того, как в Каспийском море открываются новые морские запасы, отдельные разработки будут иметь большее значение. Прибрежные страны и сотрудничающие с ними внешние державы, чтобы получить доступ к новым запасам нефти и газа, будут вынуждены обратить внимание на вопросы, которые они в значительной степени игнорировали до сих пор.
Китай уже сделал первые шаги в рамках 25-летнего соглашения с Ираном, а Саудовская Аравия в настоящее время ведет переговоры с Туркменистаном. Другие страны, в том числе Россия и западные государства, где расположены многие из крупнейших мировых нефтяных компаний, наверняка последуют примеру Пекина. Их деятельность потребует признания того факта, что происходящее в неуглеводородных секторах Каспия будет оказывать все большее влияние на объемы нефти и газа, экспортируемые из Центральной Азии, а также на маршруты и соответствующие пункты назначения. Также необходимо признать, что эти вопросы определяют, как страны региона будут взаимодействовать друг с другом и остальными партнерами, а также станет ли Каспий местом для мирного развития или новой ареной конфликта.
checheninfo.ru