Если для Америки нужно было удобное время вернуться на Южный Кавказ, на словах, и на деле, то это время настало. так это сейчас - и на словах, и на деле. Об этом на с страницах издания Newsweek пишут доцент кафедры международных отношений Университета Лихайя Арман Григорян, и основатель Morning Institute и бывший директор Meydan TV в Азербайджане Эмин Миллер.
Когда осенью прошлого года напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабахапереросла в войну, США явно не участвовали в дипломатических усилиях по прекращению боевых действий.
Начиная с предвыборной кампании, Байден призвал администрацию Трампа сотрудничать с европейскими партнерами для деэскалации конфликта, что сопровождалось выражением озабоченности по поводу того, что американская и европейская дипломатическая пассивность предоставила Москве полную свободу действий в регионе. Однако участие Европы и Америки оставалось незначительным, и война в Нагорном Карабахе закончилась прекращением огня при посредничестве России. Турция была еще одним важным внешним игроком в конфликте как союзник Азербайджана, но она сотрудничала с Москвой, которая подталкивала воюющие стороны сложить оружие.
Возвращение на Южный Кавказ не должно быть конкурентным. Конкуренция с Россией и Турцией - другими наиболее важными государствами в регионе только подорвет дело построения прочного мира между Арменией и Азербайджаном. Только США, действуя совместно с Россией и Турцией, вероятно, предотвратят новую эскалацию нагорно-карабахского конфликта и превратят прекращение огня в экономические и инфраструктурные проекты, которые принесут пользу обеим сторонам - проекты, которые будут способствовать взаимозависимости и восстановить нарушенные межобщинные связи.
В отношениях между США и Россией сейчас могут быть свои проблемы, но это не исключает сотрудничества в других областях, имеющих стратегическое значение для обеих стран. Мы считаем, что мир между Арменией и Азербайджаном является одной из таких областей. Политическое руководство как Армении, так и Азербайджана должно знать, что они не могут отталкивать друг друга от великой державы для проведения жесткой политики, поскольку такое поведение столкнется с объединенной оппозицией всех соответствующих внешних игроков в регионе, включая Соединенные Штаты. Такая координация может быть достигнута только посредством сотрудничества США. На Южном Кавказе.
Помимо политической активности в регионе, США должны предпринять серьезные гуманитарные усилия и помочь восстановить серьезно поврежденную нфраструктуру Нагорного Карабаха. Он должен поощрять инвестиции частного сектора американских компаний, которые принесут инновации и экономические возможности. Он должен предоставить средства для проектов, требующих совместного участия армянских и азербайджанских компаний. США должны также содействовать проектам, посвященным борьбе с демонизацией другой стороны как среди армян, так и среди азербайджанцев. Среди прочего, должны быть предоставлены гранты для серьезных научных исследований истории региона, включая значительную историю сосуществования и сотрудничества между Арменией и Азербайджаном, чтобы противостоять нынешнему интеллектуальному доминированию тех, кто использовал историю в политических целях.
Также необходимо предпринять усилия, чтобы отпугнуть сторонников обеих сторон в США от использования конфликта для политической или экономической выгоды. Некоторые члены США Конгрессу следует задать себе простой вопрос: действительно ли они помогают Армении и установлению мира между Арменией и Азербайджаном, когда используют любую возможность, чтобы призвать к карательным мерам против Азербайджана? Менее заметные, но не менее значимые сторонники Азербайджана в Вашингтоне должны задать себе аналогичный вопрос: поможет ли установлению мира и стабильности в регионе, если им удастся изобразить Армению как страну с интересами, несовместимыми с интересами США?
Северный Кавказ переживает критический момент. Прекращение огня - необходимое, но недостаточное условие прочного мира. Армения и Азербайджан нуждаются в помощи для установления этого мира. Соединенные Штаты находятся в особом положении, чтобы влиять на процесс миростроительства, учитывая их уникальные возможности и доверие, которым они пользуются в обоих обществах. Байден должен взять на себя ответственность администрации по возвращению Америки на Южный Кавказ. Такое взаимодействие было бы и благородной задачей, и задачей, способствующей продвижению США в регионе.