ЧЕЧНЯ. Праздник был учрежден Указом Главы Администрации ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова от 4 сентября 2002 года. Это было тяжёлое время, и до мира было ещё далеко. И в такое время была необходимость не только в сохранении человеческой жизни, но и в знаковых идеологических явлениях. В данном случае, в идеологии созидания и миротворчества.
Известно, что одной из причин впадения целой республики в политический и экономический коллапс стало разобщение по тейпам и вирдам. Этот разрушительный процесс был запущен при Д.Дудаеве. Горстка дальновидных людей тогда не могла ничего поделать: машина тогдашнего режима не предполагала движения в иную сторону, кроме радикализации и обострения, в первую очередь, внутринациональной сферы. При этом цинично выглядели призывы к единению со стороны дудаевщины, требовавшей больше топлива для разжигания конфликта с Россией.
Известно, что в году, так называемой, Ичкерии независимость республики была объявлена 6 сентября 1991-го года Общенациональным Конгрессом Чеченского Народа. Общественно-политическое движение, провозгласившее себя выразителем чаяний народа, по сути, превратилась в «повивальную бабку» национальной трагедии, последствия которой ощущаются и по сей день. Этим днем прикрывают свои меркантильные и не дальновидные политические цели те, кто зачислил себя в «борцов за независимость». По факту – предавшие и бежавшие Гаруны … Вспоминаются строки из стихотворения М.Лермонтова:
«Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла».
- Это о них. О тех, кто сейчас цинично прикрывается памятью лучших сынов и дочерей народа, отдавших свои жизни в те годы.
Так, кто же сумел сделать первые шаги к единению разрозненного и брошенного народа? Это - Ахмат-Хаджи, человек, взявший всю полноту исторической ответственности за судьбу народа республики. Это именно тот человек, сумевший остановить гражданскую войну в ЧР и договориться с Москвой. Это именно тот человек, одолевший «партию войны», противостоявшую ему с обеих сторон. Глава ЧР Р. Кадыров в своём прошлогоднем обращении сказал, что этот день является символом единения народов республики: «Люди обрели свое национальное достоинство, считают себя гражданами единой и сильной России. В этом залог дальнейшего успешного развития Отчизны. Мы всегда будем беречь и укреплять наше единство». Действительно, единство является неоспоримым условием поступательного движения к миру и созиданию.
Обозначенный им день – 6 сентября – есть ответ здравых сил чеченского народа всем тем, кто мечтает о крови, новых потрясениях. Политическая и идеологическая трансформация «ичкерийского 6 сентября» в чеченский День единения есть процесс естественный, отражающий истинные чаяния народа. А они выражают стремление в консолидации граждан республики во имя торжества идеи мирной жизни и созидательного труда. А значит, жизни, в чем так рьяно отказывали прежние лидеры. Выход с честью из коллапса есть мудрый шаг Ахмата-Хаджи, что отразилось в том числе и в утверждении данного дня. Это не просто день в календаре, а дата с богатой историей. Единство требовалось в качестве непременного условия элементарного выживания как этноса, носителя консолидирующей идей.
Для нашей республики этот день является одним из ключевых. Напоминание о том, какой тернистый путь прошёл наш народ. День гражданского согласия, единения и примирения – это не прихоть, а утверждение права народа на полноценное существование. Годы лихолетья нельзя забывать, как и то к чему может привести политический авантюризм.