ЧЕЧНЯ. Из произведений аварской литературы начала ХХ века, в отдельный цикл можно выделить произведения, посвященные национальному герою Чечни – абреку Зелимхану Гушмазукову. Произведений этих немного. Это – эпические стихотворения Мухаммада Чиркеевского "Залимхану", "Когда ловили Залимхана", "На смерть Залимхана" и песня Инхелоса Курбана "Чеченцу Залимхану".
Мужество Залимхана, его бесстрашие, бескомпромиссность в борьбе за свои идеалы вызывали восхищение и поддержку не только у чеченцев, но и в Дагестане, особенно у аварцев, жителей соседних с Чечней областей. Известен факт, когда абрек скрывался в Анди и других аварских селах. В аварских песнях о Зелимхане акцент делается, в первую очередь, на его героизме, бесстрашии. Эти черты характера поэтического образа в поэмах обусловлены личными качествами самого народного заступника – реального прототипа. Создавая образ Зелимхана, основанный на реальных, исторических фактах, аварские поэты дополняют его в соответствии с нормами поэтической идеализации героя. Популярность абрека среди народа детерминирует гиперболизацию его образа, который награждается такими эпитетами, как "гьалбацI» (лев), "лачен" (сокол), "жайран" (лань), "аздагьо", (аждаха) и т.д.
Поэтические произведения аварских авторов о Зелимхане построены на реальных событиях. Так, в основе поэмы Мухаммеда Чиркеевского "Когда ловили Зелимхана" лежит история похода экспедиции против Зелимхана, организованного царскими властями в 1910 году. В состав этой экспедиции входил и Дагестанский конный полк под командованием полковника Зайнудина Доногуева. В этом походе карателям удается захватить семью Зелимхана, но сам он успевает уйти от них. При пленении жена Зелимхана Бици бросила в лицо врагам: "Это небольшое дело, что нас взяли. Мы женщины. Мы дети. Попробуйте взять Зелимхана".
Предатель Юсуп открыл карателям местонахождение Зелимхана. Но абрек был осторожен и не дал себя застать врасплох. Укрывшись в засаде, он убил командира отряда Андронникова и ранил Доногуева. Зелимхану в очередной рез удалось уйти от врага.
После возвращения Зайнутдин Доногуев потребовал от Мухаммеда Чиркеевского сложить песню о своем "героическом" походе. Поэт вынужден был подчиниться этому требованию и написал поэму "Когда ловили Зелимхана". Однако, сочувствовавший Зелимхану, он сложил песню не о Доногуеве, а о чеченском абреке.
Стихотворение начинается с характеристики Залимхана. При этом автор избегает прямых оценок в адрес героя, а, используя прием олицетворения, стремится более контрастно, ярко передавать основные черты характера Залимхана, героя-абрека.
Говорят, джейран есть в горах Чечни, С усами льва. В Харачое разбойник появился, Которого села боятся, чиновники дрожат, Со стальным сердцем, с совестью в теле, Чье мастерство с конем людей покорило.
После такой характеристики героя следует описание подготовки похода карателей и самого похода. Изображая картину безрезультатной карательной экспедиции царских властей, поэт осуждает их за грабеж, который они устроили в доме Залимхана, награждая их эпитетом "рохьил гIанграби" (лесные гиены).
В этом произведении обращает на себя внимание следующий момент: поэт-аварец, осуждая действия военачальника – аварца, являющегося к тому же его односельчанином, выражает солидарность с абреком – чеченцем, отдавая должное его героизму и мужеству. Факт, прямо скажем, не характерный для современных национальных писателей, но говорящий о том, что нашим народам было свойственно ценить людей не по их национальной принадлежности, а по их личностным качествам, по их поступкам и действиям в обществе, по идеологии, которую они исповедовали и за которой следовали.