Турция подтолкнула союзников по НАТО к смягчению официальной реакции на инцидент с самолетом Ryanair, сообщает Reuters со ссылкой на дипломатов, знакомых с этим вопросом.
30 союзников НАТО опубликовали в среду заявление из двух абзацев, в котором осудили посадку самолета Ryanair «с целью ареста журналиста» Романа Протасевича, но в котором не было ни слова о карательных мерах, на которые настаивали союзники из Балтии и Польша.
По словам двух дипломатов, Анкара настаивала на том, чтобы любое упоминание о поддержке новых санкций Запада в отношении Беларуси и призывы к освобождению там политических заключенных было исключено из текста. Они добавили, что также были удалены формулировки, угрожающие приостановкой сотрудничества НАТО с Беларусью.
Дипломаты заявили, что Анкара, возможно, пытается сохранить связи с Москвой, ближайшим союзником Беларуси, и поддерживать экономические отношения с Беларусью через Turkish Airlines, которая выполняет ежедневные рейсы в Минск. Другой возможностью может быть желание Турции принять российских туристов этим летом после пандемии COVID-19.
Официальный представитель НАТО отметил, что «заявление Североатлантического совета по Беларуси было согласовано всеми 30 союзниками на основе консенсуса. Мы не вдаемся в подробности обсуждений в Североатлантическом совете, которые носят конфиденциальный характер».
По словам з дипломатов, Столтенберг добился согласия всех союзников, включая Турцию, относительно окончательного текста, опубликованного на веб-сайте НАТО, во избежание дальнейших разногласий.
Дипломаты отметили, что настойчивость Турции на смягчении текста расстроило ряд союзников, в частности Польшу, Литву и Латвию, которые требовали более жестких формулировках.
Один из них отметил, что сопротивление Анкары было в основном направлено на использование формулировок, отличных от формулировок Европейского союза, в котором подробно изложены предложения по санкциям.
«Многие союзники были очень разочарованы Турцией. Для НАТО было важно отреагировать, и непонятно, почему Анкара захотела защищать (президента Беларуси Александра) Лукашенко», - сказал европейский дипломат, присутствовавший на дискуссии.