ЧЕЧНЯ. Продолжая цикл публикаций, посвященных памяти Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, предлагаем вашему вниманию материал о деятельности Министерства транспорта и связи ЧР. Оно было создано 21 января 2001 года Указом Главы Администрации ЧР А.-Х. Кадырова.
Перестроечные процессы 80-90-х годов прошлого столетия и последующие за ними военные события нанесли транспортному комплексу Чеченской Республики непоправимый урон. По различным данным, общий ущерб по ценам того времени оценивался от 9 до 11 млрд. рублей. Автомобильное сообщение из-за полностью разбитых дорог и изношенности автопарка представляло собой печальное зрелище. Отсутствие транспорта приводило к тому, что люди не могли передвигаться не только между сельскими населенными пунктами, но и между городами и районными центрами республики. Более того, при ичкерийских властях практически весь общественный транспорт правдами и неправдами оказался в частных руках. Осложняли ситуацию высокие цены, диктуемые частными извозчиками. Решать эти проблемы необходимо было безотлагательно.
В начале нулевых годов еще не было единой государственной политики в сфере удовлетворения потребностей населения в перевозках всеми видами транспорта, обеспечения услугами связи и информатизации.
Для реализации единой государственной, социально-экономической, научно-технической, инвестиционной политики, обеспечения развития эффективных форм хозяйствования в транспортном комплексе, связи и информатизации Чеченской Республики, а также координации и регулирования деятельности всего транспортного комплекса и связи было принято решение о создании соответствующего министерства. Таким образом, Указом Главы Администрации ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова от 21 января 2001 года было создано Министерство транспорта и связи ЧР.
Одними из первых шагов по возрождению транспорта и связи в регионе стала разработка республиканских целевых программ. Для обеспечения мер по их реализации были усовершенствованы нормативно-правовая база и методы управления транспортным комплексом и связью. Тогда же начались первые поставки общественного транспорта. Но их было недостаточно для удовлетворения реальных потребностей в автопарке.
Для более эффективного решения поставленных задач в 2007 году руководителем Минтранса ЧР был назначен Рамзан Черхигов.
С этого времени министерство, как уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики, начал новый виток своей истории. Началась поступательная работа в реанимировании транспортной отрасли. За сравнительно короткий срок были достигнуты значительные успехи.
В целях повышения удобства и безопасности при пассажирских перевозках с 2008 года на средства федерального бюджета по республиканской целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы» министерство приобрело 174 ед. автобусов и микроавтобусов, в том числе 68 автобусов ПАЗ и 106 микроавтобусов марки ФОРД-транзит. В 2009 году на средства, выделенные Министерством регионального развития РФ приобретено еще 145 ед. автобусов ПАЗ. Затем в 2013 году на средства из республиканского бюджета приобретено дополнительно 28 ед. микроавтобусов ФОРД-транзит.
Не остались без внимания маломобильные граждане. В 2014 году по республиканской целевой программе «Доступная среда» приобретено около 10 ед. автобусов марки МАЗ адаптированных для инвалидов-колясочников.
«За последние годы министерством были закуплены на различные средства большое количество общественного транспорта. Но из-за растущей численности населения республики, следовательно, и возрастающего объема пассажиропотоков, мы все еще испытываем нехватку транспортных средств», — говорит министр.
В целях решения данной проблемы министерством ведется огромная работа по привлечению частных инвестиций для обновления подвижного состава.
В настоящее время на территории Чеченской Республики функционируют ГУП «Чечавтотранс» и семь частных предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров. На балансе государственного предприятия находятся 265 единиц автотранспорта и 1400 единиц привлеченных микроавтобусов на договорной основе. Потребность в транспорте остается актуальной до сих пор.
Как известно, первые впечатления гости получают в аэропорту. Еще относительно недавно в Грозном его практически не было. Вернее, был, но со следами разрушений и пожарищ. Аэропорт «Северный» начал функционировать в марте 2007 года. Со временем он сформировался в воздушный причал с российскими и международными направлениями. На сегодняшний день из местного аэропорта совершаются рейсы в различные города России, ближнего и дальнего зарубежья. Вылеты осуществляются в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сургут, Астану, Стамбул, Амман, Джидду, Медину и другие города. По состоянию на июнь 2021 года было перевезено 244 849 чел. и осуществлено 2 302 рейса.
Аэропорт вошел в Государственную программу РФ «Развитие транспортной системы» и паспорт федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Согласно этой программе предусмотрена реализация двух масштабных мероприятий в аэропорту г. Грозный. Это реконструкция и строительство аэропорта Грозный «Северный» и самого аэровокзального комплекса. Сроки завершения всех работ обозначены 2024 годом.
Жители Чеченской Республики гордятся тем, что в последние годы регион стал одним из самых посещаемых российскими и иностранными туристами субъектов страны. ЧР также стала востребованной площадкой для ведения бизнеса отечественными и иностранными инвесторами. И в этом случае доступная связь является одним из главных элементов в привлекательности региона.
Одним из элементов развития туризма в республике является создание единого ресурсного информационного центра с целью продвижения национального туристского продукта на внешний экономический рынок. Туризм становится одним из доходообразующих элементов бюджета республики. Для полноценного развития туристических кластеров Ведучи, Кезеной-Ам построена вся необходимая инфраструктура связи, ведется постоянный мониторинг качества оказываемых услуг.
До 2006 г. монопольное положение операторов фиксированной связи Чеченской Республики занимали «Электросвязь» и Грозненский филиал ОАО «Мегафон». Они устанавливали тарифы на услуги связи в разы выше, чем в других субъектах страны. Со временем рынок услуг связи в ЧР расширился другими операторами: АО «ВайнахТелеком», ПАО «МегаФон», ПАО «Вымпелком» и ПАО «МТС». Это позволило создать условия для здоровой конкуренции, выхода на рынок инфокоммуникаций республики виртуальных операторов связи. Это самым положительным образом сказалось на юридических и физических потребителях. В настоящее время наравне с другими субъектами Российской Федерации потребитель имеет возможность самостоятельно выбрать своего оператора связи, свой тарифный план и т.д.
Телекоммуникационная инфраструктура Чеченской Республики сильно развивается, строятся базовые станции четвертого поколения, внедряются новые стандарты развития связи.
По состоянию на начало 2021 г. в республике цифровизация сетей составляла 85%; охват мобильной связью – 90%; проникновение мобильной связи – 100%; доведение ВОЛС (волоконно-оптический кабель) до населенных пунктов, в том числе в труднодоступные горные районы – 95%. Кроме того, смонтировано около 5000 мобильных базовых станций.
Также в рамках реализации регионального проекта «Информационная инфраструктура» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к сети «Интернет» подключены 357 социально значимых объектов. Из них 114 органов местного самоуправления, 100 фельдшерско-акушерских пунктов, 13 объектов МЧС, 19 объектов Росгвардии, 12 школ и 99 объектов культуры. Все социально значимые объекты подключены по волоконно-оптическим линиям связи.
В текущем году согласно плану поэтапного подключения, планируется подключать еще 138 социально значимых объектов.
«Хочу отметить, что Чеченская Республика два года подряд первой завершила работы по подключению к высокоскоростному интернету социально значимых объектов среди субъектов Российской Федерации. Мы строим будущее на прочном фундаменте, заложенном национальным лидером, Первым Президентом ЧР, Героем России Ахматом-Хаджи Кадыровым. За эти годы мы достигли многого благодаря авторитету его сына, Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Кадырова», — подчеркнул министр транспорта и связи ЧР Рамзан Черхигов.
Справка:
Рамзан Сайд-Эмиевич Черхигов родился 24 апреля 1967 года в с. Аллерой Курчалоевского района Чеченской Республики.
Окончил Махачкалинский институт финансов и права по специальности юриспруденция.
Трудовую деятельность начал техником по инвентаризации Грозненского БЮРО технической инвентаризации.
В 2003 году первый заместитель главы администрации Гудермесского района.
С 2004 года назначен заместителем Генерального директора ЗАО «Чеченрегионгаз».
С 2006 года первый заместитель министра транспорта и связи Чеченской Республики.
С 2007 года – министр транспорта и связи Чеченской Республики
За достигнутые успехи в развитии транспортного комплекса и связи Чеченской Республики Черхигов Р. С-Э. награжден медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», орденом «Кадырова». Имеет Почетное звание «Заслуженный работник связи Чеченской Республики».
checheninfo.ru