В среду, 28 июля портал Sputnik Азербайджан сообщил о том, что Баку и Анкара обсуждают создание совместной тюркской армии. Такую идею якобы высказал председатель турецкого Великого национального собрания Мустафа Шентоп.
«Наша идея — одна нация, два государства. И так будет всегда. В связи с этим состоялось много переговоров и договоренностей», — сказал он, добавив, что в рамках этой концепции проводятся и военные учения двух государств.
27 июля в Баку прошла первая трехсторонняя встреча спикеров парламентов Азербайджана, Турции и Пакистана Сахибы Гафаровой, Мустафы Шентопа и Асада Кайсера. По итогам они подписали Бакинскую декларацию, которая направлена на развитие сотрудничества и совместной работы над глобальными и региональными вопросами.
Впрочем, довольно быстро азербайджанский «Спутник» опроверг собственное сообщение. Издание уточнило, что Мустафа Шентоп не упоминал переговоры по созданию совместной тюркской армии, а сообщение объяснялось неверным переводом слов спикера турецкого парламента. Политик говорил лишь о совместных военных учениях.
«Совместные мероприятия запланированы и в сфере военного сотрудничества. Работа по этим соглашениям ведется. Наш главный девиз — одна нация и два государства. Вокруг этого было проведено много переговоров и договоренностей», — такова уточненная цитата Шентопа. Также он говорил о совместных с Турцией военных учениях в ходе обсуждения ситуации на границе Армении и Азербайджана.
Ошибка ошибкой, но такие публикации невольно вызывают мысль о том, что это намеренный «вброс» для того, чтобы прощупать почву или дать понять, насколько близки Баку и Анкара. Тем более, что идея о создании совместных вооруженных сил или хотя бы турецкой базы в Азербайджане витает уже давно.
В середине июня первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин даже заявил, что членство Азербайджана в НАТО — вопрос времени.
«С того момента, как Азербайджан совместно с турецкой армией воевали против члена ОДКБ, Баку фактически можно считать членом НАТО. Юридически же это вопрос времени, это все будет оформлено», — сказал он, комментируя заявление турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Анкара может построить военную базу на территории Азербайджана.
Турецкий политолог профессор Исмаил Тогрул в комментарии российским СМИ отметил, что пока речь идет о совместных мероприятиях или структурах, о создании которых говорилось в Шушинской декларации, подписанной Баку и Анкарой 15 июня 2021 года. Но если некое объединение будет создано, оно «будет учитывать международное право и исходить из международных норм».
Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Анатольевич Надеин-Раевский считает, что такие «вбросы» — это попытка Анкары прощупать реакцию соседних государств, в особенности России:
— Турки уже имеют свои самолеты на территории Азербайджана. Да и беспилотниками, которые мы видели во время военных действий в Нагорном Карабахе, явно управляли не азербайджанцы, так как у них нет достаточного количества подготовленных специалистов. Это были представители Турции во главе с генералом, который провел обкатку всех систем. Так что это не новая история.
Что касается вопроса совместной армии, речь идет о так называемой армии Турана. Эта идея была озвучена несколько лет назад, ее давно обсуждают. У Турции есть такой интерес, так как это позволило бы взять под контроль все тюркоязычные государства, уж по крайней мере пару членов ОДКБ. Пока это только разговоры, но есть и конкретные шаги. Это сотрудничество систем безопасности этих государств в рамках Тюркского совета, куда не входят только Туркмения и Узбекистан. То есть изначальные структуры под такую идею уже создаются, хотя насколько это действительно будет единой армией, пока не ясно. Пока это только разговоры.
Как, впрочем, и единая армия Турции и Азербайджана. В случае создания совместной тюркской армии Азербайджан полностью потеряет контроль над своими вооруженными силами. И так во время Карабахской войны генштаб Азербайджана возглавил турецкий генерал. Да и вообще три опытных турецких генерала проводили все основные операции, а 200 турецких офицеров в азербайджанской армии практически руководили подразделениями. По сути это уже был прообраз этой совместной армии. И я не слышал, что турецкие советники покинули ряды азербайджанских войск. Так что и эта идея не просто накатанная, а идея, которая получила реальное воплощение.
— То есть за этой опровергнутой новостью все же что-то стоит?
— Новость о совместной армии — это, конечно, попытка проверить реакцию окрестных государств, в первую очередь, России. Это нельзя сбрасывать со счетов, потому что всем понятно, что аплодировать подобному варианту развития событий Москва вряд ли будет. Тем более, что агрессивность этих намерений очевидна, а интересы Турции распространяются не только на тюркоязычные государства региона, но и на территорию Российской Федерации в рамках стародавних пантюркистских идей.
Это разные направления, но суть у них одна — контроль над всем тюркоязычным миром. В Турции распространено убеждение, что все эти народы — турки, и от этой идеи Анкара не отказывалась никогда. По этому принципу строится даже школьное образование Турции, где на картах тюркского мира обозначена и значительная часть территории России. У нас автономные национальные образования составляют 56% территории, и большая их часть тюркоязычная.
С этой точки зрения нужно рассматривать и информационные вбросы о создании совместной армии Анкары и Баку. Они являются проверкой надежности и успешности действий Турции, а также проверкой реакции как в тюркоязычных государствах, так и за их пределами. Сегодня далеко не все тюркоязычные страны готовы отдать свою независимость новому «старшему брату». Это сложный вопрос, но Турция давно идет к этой цели. Взять хотя бы создание протурецких элит в разных регионах, в том числе российских, через систему образования, турецкие лицеи и вузы. Во многих странах они были затем национализированы, у нас — запрещены в 2006 году, потому что учили не тому, но влияние, безусловно, осталось.
Многие в Турции серьезно верят в идею создания Великого Турана, а некоторые, в том числе союзники Эрдогана в парламентской коалиции — Партия националистического движения — ставят целью своей жизни. Но турецкий президент ориентируется и на них, поэтому такие «вбросы» о создании совместной армии тоже понятны.
Военный эксперт Станислав Тарасов считает эту новость сигналом Еревану, где может возникнуть желание пересмотреть итоги последней Карабахской войны:
— Концепция «Одна нация — два государства» не нова, как и идея создания совместных вооруженных сил, но она стала выходить на первый план сейчас на фоне того, что в Анкаре и Баку опасаются, что в Ереване могут появиться силы, которые попытаются переиграть итоги Карабахской войны и переписать соглашение ноября 2020 года. Эта новость — определенный сигнал, поэтому Турция делает такие заявления, потом их опровергает.
Анкара пытается всеми силами закрепиться в Закавказье, что получается у нее с переменным успехом. Турция не вошла в соглашение 9 ноября 2020 года, хотя выступала, как спарринг-партнер России. Сегодня Москва предпринимает усилия для того, чтобы началась практическая реализация этих соглашений. Поэтому такие новости — это символическая риторика и попытка со стороны Турции дать понять потенциальным сторонникам реванша, что она готова вмешаться в ситуацию в случае обострения.
Источник: NEWS.am
checheninfo.ru