ЧЕЧНЯ. Махмуда Эсамбаева называют королем международных танцев. Родился Махмуд в 1924 году, а танцевать начала с семи лет. Его родной аул Старые Атаги, где грациозно исполняли лезгинку от мала до велика, как мужчины, так и женщины. Веселого паренька с необычайной пластикой, гибкостью тела, притягивающим выражением лица, знали все. Ни одно торжество Старых Атаг не обходилось без Махмуда. Начинал он свой танец с мгновенного пируэта, вставая на пальцы правой ноги, притом, что носком левой касался головы. Неутомимый Махмуд мог долго вертеться юлой, мелькая перед восторженными зрителями голыми пятками. Танцевать — вот что было любимым занятием юного горца.
О себе Эсамбаев рассказывает примечательную вещь. Вечером танцует он в «Раймонде» Абдурахмана. Первый акт. Влетает на сцену в позолоченной накидке. Раймонда по сценарию исполняет мелодию на лютне. Встречаются персонажи глазами. Зачарованные, смотрят друг на друга. Занавес. Эсамбаев фактически еще не начал танцевать, только успел выскочить на сцену. Сразу после первого акта администратор преподносит танцору огромный букет. Цветы передали и велели вручить Эсамбаеву. Второй акт. Снова красивый букет. Третий акт. И вновь цветы. Махмуд смекнул, — цветы дело рук его мамы.
Спектакль длился четыре акта. Он отдал все букеты администратору и попросил, чтобы все цветы вручили ему в конце финальной части. Администратор согласился. В театре меж зрительских рядов заговорили: «Подумайте, чеченцу вручили цветы!». На следующий день мама Эсамбаева пересортировала букеты, убрав поникшие бутоны. И снова Эсамбаева забросали цветами. Потом она купила свежих цветов, поддерживая начатую традицию.
Один раз мама заболела и не могла вставать. Но Махмуду по-прежнему вручали цветы. Он принес букеты домой и спросил, почему его мама вставала, притом, что ей надобно бы лежать. На что мама ответила: она не вставала. А букеты начали приносить люди, поскольку поняли, что чеченец заслуживает цветов.