Исторические основы рождения на свет вайнахских замковых комплексов периода Средних веков тесно переплетаются с торговыми караванными путями. Великий шелковый путь связывал Восточную Азию и Средиземноморье, затрагивая территории Кавказа. В 1877 году немецкий геолог барон Фердинанд фон Рихтгофен впервые ввел понятие «Великий шелковый путь». Все просто. У Китая было много превосходного шелка, изготовленного по секретной технологии, и востребованного странами Западной Европы. Взамен на свой шелк, главное платежное средство, китайцы брали нефрит, жадеит, арабских скакунов, превосходивших местных китайских лошадок силой и выносливостью.
Первый караван с шелками, роскошными бронзовыми зеркалами, драгоценными камнями, фаянсовыми и фарфоровыми изделиями, пряностями, вышел из Китая в 121 году до нашей эры. Европейцы за китайский товар расплачивались золотом и серебром. Шествие Великого шелкового пути длилось около года и более, — крайне опасное занятие. Грабили караваны. Убивали купцов. Маршруты часто переносили исходя из политических и экономических взаимоотношений между регионами и странами, повышая уровень безопасности. Например, между Византийской империей и государством Сасанидов на протяжении периода VI-VII веков происходили регулярные стычки, вынудившие купцов использовать для передвижения другие дороги.