Не так давно ваххабитами практически никто не интересовался. Невзирая на пестрый мусульманский мир, подразумевая его несколько религиозных течений, исламские экстремисты прямым образом влияют на отношение Запада к мировой религии. И это большая проблема для мусульман. В настоящее время ваххабизм стал едва ли не олицетворением всех свершающихся злодеяний. Но обратимся к истории.
Термин «ваххабизм» в настоящее время относят к религиозно-политическому движению, возникшему от имени его основоположника Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Духовный лидер получил достойное образование, изучая богословские науки в крупных школах арабско-мусульманского мира. Более всего его душе пришлись труды Ибн Таймии и Ахмада ибн Ханбаля, основывающиеся на одном из наиболее консервативных суннитских направлений мусульманского права.
Арабский теолог пропагандировал единобожие, считая все нововведения непристойными для религии. Он отрицал культы и клятвы, в том числе паломничество к святыням. После смерти старика Ваххаба его сторонники яростно осуждали тягу к роскоши и стяжательству, требуя исполнения консервативных правил. Например, согласно законам шариата женщины должны носить паранджу. Им не разрешается посещать мечеть, получать образование. Или, мусульманам запрещается услаждать свой слух музыкой, кроме барабанной. Запрещается носить одежду из нежных тканей. Нельзя носить украшения и проч. Сподвижников ваххабизма иногда называют «пуритане ислама», что значит от латинского «puritas» — «чистые». Если быть немногословным, можно сказать, эти люди борются за консервативный ислам.
Однако современных ваххабитов отличает не только их консерватизм, но и агрессия даже по отношению к традиционным глубоко верующим людям и чтящим законы ислама. Ваххабиты считают, что все мусульмане должны вести войну с неверными, то есть с людьми, не разделяющими их конкретные воззрения. Все мы знаем, в чеченской войне активное участие принимали сторонники ваххабизма, наиболее известная личность среди них Хаттаб. Для ваххабитов война, возникшая на почве исламского экстремизма, открыла возможности усиления своего авторитета и продолжения джихада — священной войны против неверных.