Осенью 2021 в Японии в районе острова Хоккайдо погибли более 2300 тонн морских ежей и 21 тысячи особой лосося. Широкой огласки это событие не получило в отличие от подобного, случившегося у берегов Камчатки в 2020. Почему так произошло? Попробуем дать ответ в этом материале
Осенью 2021 правительство префектуры Хоккайдо объявило, что ущерб, нанесенный местной индустрии морепродуктов составил 7,6 млрд иен. Об этом сообщает «Асахи симбун». По мнению учёных Страны восходящего солнца, причиной послужили так называемые красные приливы – цветение токсичных водорослей, губительных для некоторых морских обитателей. По данным издания «Nikkei Asia», на главном японском острове Хонсю подобное природное явление – не редкость в весенне-летний период. Однако этот феномен ни разу не фиксировали на востоке расположенного севернее острова Хоккайдо. В Метеорологическом агентстве Саппоро предполагают, что причиной послужило жаркое лето при малом количестве осадков.
Как сообщает «Асахи симбун», японские ученые усматривают российский след в природном происшествии. Они пришли к выводу, что виновником гибелей и ежей послужила водоросль Karenia Selliformis, возможно, зародившаяся у берегов российского острова Итуруп. Кстати, этот же вид, по данным РАН в 2020 году привел к уничтожению морской флоры и фауны у берегов Камчатки. Исследователи из Университета Хоккайдо предположили, что фитопланктон, размножающийся с середины сентября у Итурупа, достиг японского острова через Курильское течение. Пока японские ученые разбирались в причинах природного катаклизма, экологи хранили молчание. Гибель морских обитателей у берегов Хоккайдо начала фиксироваться с начала октября.
Что любопытно, за это время на пляжи японского острова не высаживался десант из «зеленых» или обеспокоенных блогеров, требовавших расследовать «преступление против природы». Долгое время ни на сайте, ни в «Instagram» японского отделения «Гринпис» информация о редком явлении, уничтожившем лосось и ежей у берегов Хоккайдо, не появлялась.
На странице WWF Японии новостей о природном бедствии также найти не удалось. Лишь 29 октября японский «Гринпис» выступил с призывом бороться с потеплением климата, который мог привести к красному приливу на Хоккайдо.
Кстати, когда буквально волны из мертвой рыбы обрушивались в июле 2021 года на побережье Флориды в США , международные экологические НКО также не усомнились в том, что виновником послужило цветение ядовитых водорослей.
Совсем по-другому сценарию развивалась ситуация в прошлом году на Камчатке, когда у берегов полуострова расцвела, предположительно, та же, что и у берегов Хоккайдо, коварная водоросль Karenia Selliformis. Однако, прошлой осенью «Гринпис» снарядил на полуостров целую экспедицию, его представители заявляли о расследовании преступления против природы и много говорили об антропогенных версиях гибели обитателей прибрежных вод. Несколько сдержаннее в оценках были сотрудники WWF.
Кстати, авторы аккаунта «Гринпис» в Instagram, комментируя версию ученых о цветении водорослей у берегов Камчатки, очень удивлялись гибели ежей: «Непонятно, почему погибли ежи – при невысоких температурах и полном отсутствии кислорода ежи в состоянии прожить около семи дней». В Японии, где погибли и ежи, выращенные на фермах, и их дикие собратья, таких сомнений не высказывалось. В целом, в Стране восходящего солнца, не делалось предположений о разного рода техногенных авариях, хотя масштабы хозяйственной деятельности на острове Хоккайдо не сопоставимы с теми, что есть на Камчатке — они гораздо больше. Тем непонятнее факт, что экологи никого не грозили наказать за «преступление против природы».
На полуострове от разного рода экоактивистов и блогеров чаще других звучала версия об отравления обитателей морских вод ядохимикатами с Козельского полигона, расположенного, при этом, в 30 километрах от Авачинского залива. Однако многочисленные пробы воды и грунта, в том числе взятые экоактивистами, эту версию не подтвердили.Профессор МГУ Калмыков, комментировавший ситуацию для BBC, подчеркнул: «Следы пестицидов найдены только на полигоне и больше ни в одной пробе ни на берегу, ни в воде. И то, что было найдено – ниже ПДК».
Концентрация обнаруженных веществ оказалась слишком мала для такого обширного отравления, ведь погибшая морская фауна обнаруживалась не только на побережье Авачинского залива, но и Охотского моря . В поселке Озерновском, на западном побережье Камчатки, также был зафиксирован выброс рыбы и морских беспозвоночных. Возможно, были и другие очаги массовой гибели морских обитателей, но их не удалось обнаружить ввиду того, что берега полуострова мало заселены.
Российская наука пришла выводу, что причиной экологического происшествия на Камчатке стало цветение водорослей Karenia Selliformis. Разделяют эту точку зрения и в российском Всемирном фонде дикой природы (WWF). «Бурное размножение одноклеточных водорослей, называемое также “красным приливом”, вызвало массовую гибель морских обитателей этой осенью на Камчатке,» – говориться в итоговом отчете WWF России за 2020 год .
Но их коллеги из «Гринпис», похоже, до сих пор не могут определиться с версией. Очень часто в качестве гипотезы они выдвигают идею о причастности утечки с Козельского полгона. В октябре на сайте организации опубликован снимок с надписью: «Козельский полигон хранения ядохимикатов — один из наиболее вероятных источников загрязнения
океана на Камчатке».
Ученый-океанолог Филипп Сапожников в интервью сетевому изданию «TJournal», рассказывая о массовом цветении динофлагеллят на Камчатке, подметил: «насчёт остальных версий: хорошие новости не продаются. Чем громче и страшнее звучит какая-то версия, тем яростнее она распространяется в обществе. Ракетное топливо, нефтяной разлив, сброс каких-то ядов по рекам, деградация защитных сооружений полигонов захоронения ядохимикатов — всё что угодно».
Так или иначе, в «Гринпис» продолжают раскручивать историю с Козельским полигоном ядохимикатов, которая, по сути, уже в прошлом. Известно, что правительством Камчатского края предпринимаются конкретные шаги для его рекультивации. Недавно активисты заявили о том, что проанализировали предварительные материалы ОВОС (Оценки воздействия на окружающую среду) ликвидации и рекультивации Козельского полигона захоронения ядохимикатов и пестицидов, которые выполнил ООО «ГеоТехПроект» и остались ими не довольны. Они «направили свои замечания и предложения составителям материалов ОВОС для совершенствования документов и возможности выявить потенциальные опасности в процессе работ, пока они не привели к аварийной ситуации». По мнению «Гринпис», государство не определилось, что будет делать с отходами и загрязнёнными грунтами после. Примечательно, что в открытых источниках не сообщалось, какие именно эксперты занимались оценкой документации, чтобы понимать их уровень компетенции.
В пресс-службе камчатского правительства оперативно подготовили ответ о том, что на общественных слушаниях проекта рекультивации Козельского полигона ядохимикатов с учетом мнений и пожеланий общественников было принято решение о проведении дополнительных исследований тела полигона. Однако после изысканий не возникло необходимости менять способ рекультивации полигона . Там добавили, что с полигона полностью уберут обнаруженные пестициды и ядохимикаты, их вместе с загрязненным грунтом вывезут на специальные хранилища в другом регионе.
Но стоило ли оправдываться перед организацией, которая специализируется на эпатажных акциях и чья деятельность вызывает немало вопросов?
К слову, авторы сайта российского «Гринпис» попытались опровергнуть утверждения, характеризующие организацию с отрицательной стороны. Однако при внимательном просмотре страницы «зеленых» возникает еще больше вопросов. К примеру, там подчеркивается, что российское отделение международной организации Greenpeace – национальная некоммерческая организация, действующая на территории России и в интересах российских граждан. Возникает ощущение некоего оксюморона, как отделение международной организации может быть одновременно национальной организацией? Вдобавок экологи сообщают, что Greenpeace – это зарегистрированный международный «бренд», принадлежащий организации Stichting Greenpeace Council в Нидерландах.
Дальнейшее изучение разделов о руководстве и источниках финансирования заставляет склоняться в пользу версии об иностранном, а не национальном характере организации. На странице российского «Гринпис» сообщается, что его высший руководящий орган – общее собрание, состоящее из 15 человек. Среди руководителей есть трое иностранцев: Мюнхмайер Тобиас из Гринпис Германии, Шмидт Хайналка из Гринпис Центральной и Восточной Европы, Шулер Каспар, сыродел и директор CIPRA International (Международная комиссия по защите Альп).
К слову, в другой известной экологической организации – WWF России в органах правления иностранцев обнаружить не удалось. Зато на их сайте представлена информация о том, что в WWF России работают 15 экспертов с ученой степенью – кандидаты химических, биологических, физико-математических, географических наук. Такой подход внушает определенное доверие.
Кроме европейцев в общее собрание «Гринпис» входят представители организаций – иностранных агентов. По российскому законодательству таковыми признаются структуры, ведущие политическую деятельность и получающие финансирование из-за рубежа. В общем собрании «Гринпис» это аналитик правозащитного центра «Мемориал» и сооснователь сайта «ОВД инфо» (обе организации признаны иностранными агентами) Даниил Бейлинсон и председатель (как оказалось, бывший) Совета «Трансперенси Интернешнл – Р» (структура по борьбе с коррупцией, также признанная иноагентом) Елена Панфилова. Однако на сайте «Гринпис» ссылки на правовой статус организаций почему-то нет.
Еще в высший орган управления организации входят люди, напрямую не связанные с экологией или иными науками, позволяющими изучать негативное воздействие на окружающую среду. По крайней мере, на сайте «Гринпис», таких данных найти не удалось. Например, непонятна компетенция нутрициолога и тренера по дыханию Юлии Богдановой, которая также состоит в списках членов общего собрания «Гринпис».
Рассказывая об источниках финансирования, экологи подчеркивают: «Бюджет российского отделения Greenpeace формируется из добровольных пожертвований российских сторонников, а также сторонников из Финляндии, Дании, Голландии, Германии и других стран. Остальная часть бюджета — пожертвование международного фонда Greenpeace International, который складывается из пожертвований сторонников Greenpeace в других странах».
В информационном бюллетене организации № 2 за 2021 год (https://join.greenpeace.ru/donate/reports.phtml) данные об источниках финансирования раскрываются более подробно. В 2020 году 59 % пожертвований (208 миллионов рублей) поступило из Greenpeace International, 22,4 % (свыше 78 миллионов рублей) – от российских сторонников, 17,4 % (свыше 60 миллионов рублей) – из Greenpeace Нидерландов, 0,2 % (более 801 тысячи рублей) – из швейцарского некоммерческого фонда «Unweltstiftung», 0,2 % (более 736 тысяч рублей) – от физических лиц из стран Европы. Таким образом, 76 % денежных средств получено российским «Гринпис» из-за рубежа.
Иностранцы и представители организаций, признанных иноагентами, в руководстве, львиная доля финансирования, поступающая из зарубежных источников, наводят на определенные размышления, чьи же интересы на территории России эта организация продвигает в действительности. Пока абсолютно непонятно, почему активисты «Гринпис» демонстрируют настолько разный подход к одинаковым событиям в разных странах.
В этом месте, как нельзя кстати напрашивается перефраз старины Джорджа Оруэлла — «Все «красные приливы» равны, но некоторые «красные приливы» более равны, чем другие»
Автор: Роман Ключевской
checheninfo.ru