Роботы, выполняющие функции няни, раньше казались чем-то из области научной фантастики. Но сейчас, некоторые модели таких роботов уже можно приобрести в специализированных магазинах. Они уже могут в ограниченных рамках поддерживать беседу, распознавать лица и следить за детьми. Пока еще эти роботы еще не могут выступать полноценной заменой телевидению, играм и личной заботе родителей о ребенке, но используемые технологии постепенно совершенствуются, делая таких роботов более умными и интеллектуальными. «Эти роботы становятся все совершеннее и совершеннее, и скоро уже можно будет вполне безопасно оставлять детей на попечение роботов-нянек» - заявил ведущий разработчик робототехники Ноель Шерки из университета Шеффилда.
На рынке сейчас предоставлен очень широкий ряд роботов-нянек, начиная от простеньких роботов типа Hello Kitty, до более сложных моделей типа PaPeRo фирмы NEC, которые уже умеют шутить, задавать вопросы, использовать микросхемы радиочастотной идентификации RFID для отслеживания местонахождения детей и обладают еще целым рядом дополнительных функций. Фирмы-производители роботов постоянно ведут новые разработки, и последующие поколения автоматов будут еще совершеннее и функциональней.
Такое развитие подобной робототехники вызывает опасения у некоторых исследователей, которые задаются вопросом – «Может ли это принести вред детям ?». Исследования, проведенные известным психологом Гарри Харлоу, показали, что детеныши обезьяны, оторванные от материнской заботы, выкормленные и выращенные автоматами, выросли замкнутыми и социально дисфункциональными. Не ожидает ли такая участь детей, забота о которых ляжет исключительно на плечи роботов ? Ответить на этот вопрос могут только длительные исследования, проведенные с изолированной группой детей, воспитываемых с помощью роботов. Но тут же встает вопрос об этичности подобных экспериментов. В нынешнее время производители роботов-нянек ограничиваются только короткими экспериментами, вводя общение с роботами детей в школах на два-три часа в день. Эти эксперименты дают положительные результаты, детям нравится общаться с роботами и они любят их.
Клиффорд Насс, директор лаборатории, изучающей взаимодействие людей и интерактивных автоматических систем, задает фундаментальный вопрос, связанный с роботами – «Если бы роботы могли заботиться о наших детях, вы позволили им это сделать. Разве в нашем обществе забота о детях не является первоочередной задачей?»