ДАГЕСТАН. Женский досуг в традиционном дагестанском обществе XIX-го века был разным, во многих случаях органично сочетался с трудовой деятельностью. Распространённой формой отдыха считались посиделки, которые могли сопровождается работой, иметь различный состав участников — чисто девичья, с юношами и закрытое сообщество женщин, или быть для разных возрастов.
Учёные, исследовавшие эту эпоху, отмечают, что в своей досуговой жизни девушки позволяли себе некоторые шутливые вольности. Вот-вот заканчивается Кавказская война. Территории Северного Кавказа становятся частью огромной империи. На земли Дагестана приходят новые хозяева, которые начинают устанавливать свои правила и законы. На фоне политических изменений жизнь простой дагестанки наполнялась материальными лишениями, различными трудностями и переживаниями. С одной стороны, женщины выполняли предписанные ей традициями предков обязанности — воспитание детей, хозяйственные работы в доме и поле, беспрекословное подчинение мужу, а с другой — семьи, оставшиеся после войны без отцов и мужей, жили за счёт хрупких женских плеч, которые понесли все тяготы на себе. Сил тратилось много, и чтобы их восстановить женщине был необходим досуг.
Приоритеты. В силу преобладания натурального хозяйства женщина обязательно занималась изготовлением одежды, ковров, паласов, собственноручно обрабатывало сырьё, заготавливала продукты. Так много дел требовало радикального переосмысления досуга, поэтому развлечения во многих своих проявлениях не отделялись от трудовой деятельности. Женщины, общались друг с другом у колодцев, родников, хлебных печей, на мельнице и так далее. Участие женщин в различных формах досуга в традиционном обществе регулировалось общественными институтами — семьей, обществом, религией, а определяющим факторами являлись возрастные особенности женщин и их статус. Но, несмотря на то, что поведение девочки и девушки отличалось от поведения замужней женщины или вдовы, все группы принимали отдыхали.
Посиделки, являясь самой распространённой формой досуга, имели разные виды. Их было принято проводить в холодное время года — с поздней осени до ранней весны. Так происходило не только в Дагестане, но на Руси, где чаще всего подобные мероприятия устраивали славянские женщины. Они готовили угощения, красиво одевались и ждали в гости парней. Отдых же молодых девушек на Кавказе сопровождался совместной работой. Такая форма называлась «помочи». Зачастую объём какой-либо домашней работы зависел от наличия рук. Когда их не хватало прибегали к помощи подруг. Таким образом решались проблемы одной из юных хозяек. На помочи молодых женщин приглашали часто, и они шли туда с удовольствием. Кроме того, во время посиделок девушки общались со сверстницами, делились опытом, семейными проблемами и получали моральную поддержку. Для них это была не только возможность совершенствовать свои хозяйственные навыки, но и показать себя в качестве перспективной невесты.
Совсем иначе проходили посиделки без работы, исключительно для совместно времяпровождения. Например, рутульские девушки собирались на ночь и устраивались в доме одной из подруг, родители которой заранее уходили ночевать к родственникам. На этот вечер могли также прийти юноши с музыкальными инструментами, наполнив отдых девочек танцами и песнями. В этот же момент создавалась особая атмосфера, позволяющая различные вольности. Молодые люди плясали, шутили и сидели друг с другом рядом.
Если такой вечер проходил у ногайцев или кумык, то через текст песни и различные жесты юноши и девушки могли выразить свои симпатии. Например, когда молодой человек просил девушку принести воды, то прикосновение к её руке через передачу кружки мог означать знак взаимных чувств. Если этого не происходило, парень понимал, что к нему не испытывают тех же эмоций.
Девичьи мероприятия. Помимо совместных посиделок дагестанки устраивали исключительно девичьи мероприятия. В отсутствии мужчин девушки позволяли себе раскрыться и почувствовать свободу. Чувственное начало, постоянно находящееся внутри, они проявляли в ритуальном танце. Выбиралась ведущая, по чьей команде, участницы начинали двигаться и прикасаться к различным частям своего тела, приобретая эротическую окраску. Так во времена матриархата делали женщины, исполняя обряд перед собственным божеством. Некая архаическая сущность женщины может проявиться, когда угодно или вовсе не угасать. Например, в период полевых работ, когда девушки и парни что-то вместе копают, садят, собирают предаются традиционному развлечению.
Ахвахские папахи. В один момент молодые люди села Цунта-Ахвах посещают водяные мельницы, где несколько девиц молят зерно. Женихи приходят к месту назначения, а дверь тут же закрывается перед носом. По обычаю, они спрашивают сколько барышень внутри. Если парней больше, то лишние выбывают согласно жребию, а оставшиеся бросают через окошечко свои папахи, которые начинают подбирать девушки. После того, как все головные уборы оказываются по ту сторону, вход открывается и юноши обсматривая женские руки, ищут свою вещь. Современные ахвахцы называют этот обычай «тIагъралрехи» — «забрасывание папах». Традиция родом из старых времён, которая при выборе жениха демонстрирует инициативу со стороны дагестанской девушки.
Женщины Кайтага. Когда осенью объявляется сбор урожая, то народ идёт со всего аула. Для скорейшего завершения работ предпринимается хитрость — устраиваются помочи, на которые охотно собирается вся молодежь, потому что это одна из форм досуга. По мнению дагестанского этнографа Абдуллы Омарова молодые люди отправляются на поля по собственному почину не трудиться, а отдыхать и получать удовольствие. В одном из очерков 1867 года этнографа П. Петухова имеются шокирующие свидетельства о кайтагских девушках, которые встретив постороннего мужчину начинают злостно забавляться — его обезоруживают, принуждают вести танец, заставляют исполнять все капризы. И это продолжается до тех пор, пока барышни не пресытятся. Каждого парня в конце концов отпускают, но сопровождающие звуки громкого хохота и остроты дают понять, кто здесь победитель. Поведение женщин Кайтага продолжают возмущать мужчин и в середине XX-го века. Р.М. Магомедов лично присутствует на «экзекуции» — девушки аула Ицари во время полевых работ позволяют себе фривольности, с проходящими мимо незнакомцами. Он пишет следующее: «Девушки, увидев человека из другого села, с шутками на устах окружают его и всячески начинают донимать. Думая напугать озорниц, путник вытаскивает пистолет, но его обезоруживают, а в наказание хлещут крапивой по оголенным местам…все эти «расправы» совершаются безобидно, с шутками и смехом». И такое поведение проявляют не только молодые дагестанки, но и пожилые, которые ни в чём не уступают им. В этих обычаях встречается отголосок того самого матриархата, существовавшего на территории Дагестана в древности, «когда женщина полновластно распоряжалась в роду и держала власть в своих руках».
Женщины Дагестана и шариат. Времена идут и на смену матери приходит отец, возглавляя начало эпохи патриархата. Девушка подчиняется, но не теряет свою сущность, однако с проникновением ислама появляется новый взгляд на роль женщины в обществе. Когда в Стране гор появляется шариат, то обычное поведения дагестанки становится недостойным. Например, во времена существования имамата накладывается запрет на совместные работы, известные как помочи. Если кто-то уличается, то они подвергаются суровому наказанию — «… мужчин колотят палкой, а женщин осыпают упреками», однако после войны посиделки опять становятся нормой. Безусловно, такого рода запреты встречают протест со стороны общества, и мюридам приходится вводить на подконтрольной им территории такие нормы силой. Таким образом женский досуг в традиционном обществе XIX-го века несёт в себе отголоски матриархата, ранее господствовавшего в Дагестане. Женщины позволяют себе нагло и легко развлекаться с мужчинами. Игрища пытаются задавить исламом, но не тут-то было, после войны женская часть устраивает посиделки с работой и без, как чисто девичьи, так и совместные, что даёт молодым людям отдохнуть, а может быть приглядеться к друг другу и в будущем образовать семью.
checheninfo.ru