ДАГЕСТАН. Дагестан находясь на пограничье между Европой и Азии всегда был под прицелом какой-нибудь державы, которая интересовалась этой территорией. Нередко интересы двух государств сталкивались, и Страна гор оказывалась в орбите их политических и военных конфликтов.
В период Раннего Средневековья происходит так, что дагестанские народы по воле и непосредственном участии могущественных объединений втягиваются в сложные исторические процессы, которые оказывают большое влияние. Иран и Римская империя — две державы, не поделившие мир, отводили важное значение кавказскому региону. Преследуя свои цели оба государства прибегают к различным приёмам: от изощрённой дипломатии до военного вторжения. А попытки распространить свои государственные религии — зороастризм и христианство — нередко сопровождаются насильственным путём.
Иран начинает активно проникать на Кавказ уже в III-ем веке, когда к власти приходит новая династия Сасанидов, имевшая очень честолюбивых правителей. Один из них Хосров I Ануширван, заняв престол, начинает наводить порядок в стране. Он ликвидирует восстание маздакитов, наказывает взбунтовавших евреев, вздумавших кричать своём загнанном положении, а также предаёт казни иудея Мар Зутру. Маздакитское движение в первую очередь призывало к борьбе за уничтожение социального неравенства, которое являлось, по их мнению, абсолютным «злом». В своих речах они мечтали о всеобщей справедливости и свободе, чего также сильно желали крестьяне и городская беднота Ирана. Поэтому в конце V века за счёт поддержке низших слоёв общества разворачивается восстание масштабного характера. Амбициозный правитель Персии после победы над мятежниками, замышляет покорить соседские территории. Когда он кончает с мятежниками в собственной империи, то решает от них избавиться. Собрав всех неугодных евреев и маздакитов, Хосров I отправляет кучу людей из центральных районов страны на периферию.
На границе Ирана возникает большое количество поселений-крепостей, которые по приказу Ануршивана заселяются переселенцами. Эти дома становятся тюрьмой для более чем 200 тысяч человек, а земли Дагестана становится буферной зоной — нейтральной территорией, расположенной между двумя или более земельными участками, обычно относящихся к странам. Таким образом персидский шах решает два вопроса: защита территорий страны от внешний врагов и внутренних.
Древнее верование иранцев зороастризм получает своё название от имени пророка Заратуштры. Где он жил и как возникла новая религия — большинство последователей совершенно не помнят. Многие азиатские и ираноязычные страны претендовали на роль родины основателя, однако, возникнув на территории Иранского нагорья вера получает широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока и занимает господствующее место примерно с VI в. до н. э. до VII в. н. э. Хосров I Ануширван, дабы укрепить свои позиции в регионе предпринимает энергичные меры по поддержке зороастризма на Кавказе. Под влиянием Сасанидов Дербент становится центром распространения одной из древнейших религий на свете. В Дагестан активно ведётся переселенческая политика и значительное число верующих иранцев покидают внутренние районы империи и отправляются в Страну гор. Опираясь на успешный опыт предыдущих Сасанидских правителей, Хосров I повсюду строит зороастрийские святилища и всячески ублажает приверженцев религии, выделяя значительные привилегии. Чувствуя с каким напором, иранцы проводят собственную политику по распространению веры, Христиане пугаются и нарекают их «врагами креста Хрестова»