ДАГЕСТАН. Проникновение и распространение ислама на территории Дагестана начинается с вторжения арабов в VII-ом веке. Граница захваченных мусульманами территорий проходит около города Дербент — крупного Каспийского моря и важного торгового центра. Прививка под названием ислам делается местному населению преимущественно насильственным путём, что вызывает сопротивление большей части населения.
Ситуация меняется, когда Дербент оказывается под властью тюркского народа — сельджуков. Ислам начинает активно находить приверженцев среди здешних представителей народа, так как меняются методы воздействия — вместо насилия подключают политику, а также считаются с культурными особенностями региона, способствуя распространению арабской религии.
Держава Сельджукидов, возникшая в середине XI в., оставляет заметный след в мировой истории. В пору своего наивысшего расцвета она включает в себя почти всю нынешнюю Среднюю Азию, Иран, часть Афганистана, Закавказья, Передней и Малой Азии. Образование громадного тюркского государства имеет немалое значение для этнокультурных процессов в странах Востока
Сельджуки быстро растут, империя расширяется, уверенность крепнет, а государю хочется заново побеждать. Он обращает особое внимание на Ширван и Дагестан. Проникновение в Дербент случается при правлении султана Алп Арслана. В старинных источниках его описывают как «великого завоевателя», которому подчиняются более «тысячи двухсот падишахов»
За десять лет правления, а именно столько сидит на троне Алп Арслан, в империи Сельджукидов возрождается сельское хозяйство и ремесло, рост городов способствует развитию многих сфер жизнедеятельности. Султан укрепляет собственную власть как путём открытой борьбы с мятежниками, так и весьма щадящей налоговой политикой. Он проводит благотворительные мероприятия с целью улучшить положение широких слоёв населения.
В середине XI-го в. начинается волна новых завоевательных походов Сельджукидов. Границы не стоят на месте они достигают пределов «Хотана до Дербента Хазарского и царства Абхазского». В 1067 г. султан Алп Арслан направиляет в Дербент отряд регулярных войск. Город захватывается сельджуками, и Сау Тегин — предводитель войска, назначив Аглаба б. Али заместителем в Дербенте, возвращается к султану
После смены правителей — на место Алп Арслана приходит Маликшах. Дабы задержаться на престоле побольше, он балует и радует своих помощников. Тот же самый Сау Тегин — предводитель похода на Дагестан за свои успехи получает Дербент и его имя начинают читать в хутбе с кафедр мечетей города после имени султана.
Казалось бы, весь мир принадлежит вам, но вот незадача — борьба за власть никогда не заканчивается, её всегда хотят отобрать. Так и происходит после смерти Маликшаха, честолюбцы разворачивают между собой борьбу от чего господство Сельджуков над Дагестаном стремительно падает, однако влияние остаётся. Так называемый тюркский след продолжает своё шествие — об этом свидетельствуют захоронения, эпитафии, имена и так далее.
О существенном влиянии сельджуков на жизнь Дербента можно также сделать вывод на основании того, что с начала XII в. среди имен правителей города встречаются тюркские имена —Бек-Барс, Арслан— о чем свидетельствуют монеты второй половины XII – XIII века
Дагестан всё ещё находится под непосредственной властью Сельджукидов, однако в XII-ом столетии между ними сохраняются лишь тесные связи. В 1123 году дербентский эмир обращается за помощью к тюркам-сельджукам, которые приходят и помогают выстоять Кавказу против ширваншаха — правителя Ширвана.