ДАГЕСТАН. Если вас спросят какое даргинское село является одним древних и крупных, то смело отвечайте Акуша – бывшая столица объединённых общин Акуша-Дарго – являвшимся значительным центром идеологии, экономики и управления.
Первое упоминание в исторических источниках датируется XIV-ым веком. На тот момент село уже давно является мусульманским, однако при каких обстоятельствах это происходит? Придётся выяснить. Например, в случае с Гидатлем всё ясно и понятно — 1476 год, человек по имени Хаджжи Удурат впервые читает азан и приносит ислам на малую Родину. Такие случаи скорее исключения, чем правило, потому что арабы распространяли своё влияние прежде всего насильственным путём под лозунгом борьбы за веру. Когда народ покорялся они заключали мирный договор с местным правителем или общиной, то бишь официально закрепляли свою власть на землях. Такой же договор, гарантировавший жителям государства сохранность жизней и свободу веры, заключает ал-Бахили с Шахрбаразом — правителем Дербента. Мусульмане, почти не проливая крови получают правление над регионом и позволяют неисламскому населению снабжая казну деньгами за счёт больших налогов, а если человеку было неугодно это, то он смело принимал мусульманство, пополняя ряды уже верующих.
Живопись села. Появившейся в мире ислам проникает в Дагестан не просто как религия, а как ещё формировавшееся многогранное явление. Первыми кто сталкиваются с мусульманами являются дагестанские народы Закавказья, чьи области входят к этому времени в состав Сасанидского Ирана и оказываются вместе с последним частью Халифата. Когда жителей Северного Кавказа ставят перед выбором — новая вера или большие налоги, то ничего из этого они не выбирают. Тогда разгневанные мусульмане объявляют джихад и пытаются с помощью страха подчинить сёла. На протяжении полувека они воюют с ними и только в VIII-ом веке ислам принимают Кумух, Хайдак и Табасаран.
Старинная мечеть Дербента. Та же история происходит с селом Акуша, где уже в 733 году строят первую мечеть, ныне называемую как Хала-Мижит. С неё начинается утверждение религии в ауле. Стоит отметить, что возведение первых молитвенных домов в селениях связывают с именем Абу-Муслима — арабским военным, возглавлявшим походы за распространение веры. Некоторая неустойчивость власти халифата в регионе приводит к выступлению населения против арабов, что отмечается в конце VIII – начале IX вв. Это вынуждает халифа прибегнуть к активному заселению подконтрольных территорий, на которых строятся крепости. Существует также мнение, что на самом деле в зданиях жили кадии — мусульманские судьи и правители, которых оставляли в населённом пункте для контроля, дабы местное население следовало правилам шариата, однако «чтобы в VIII в. это могли сделать в Акуше, Хунзахе, Кумухе — трудно поверить». Вот на два – три века позднее— да, потому что арабская культура достигает своего кульминационного развития, и миссионеры ислама становятся авторитетом в глазах кавказских племен.
Средневековое постройка села. В Дагестане процесс исламизации был особенно длительным, потому что проповедь встречала сопротивление не только местных языческих религиозных представлений, но и пришлых доктрин – зороастризма, христианства и иудаизма, претендовавших на преобладающее место в горской культуре, поскольку они проникли на Северо-Восточный Кавказ гораздо раньше ислама. Из-за большой конкуренции с другими религиями, дабы не проиграть в большой гонке, на территории захваченных земель переселяются арабские семьи, которые со временем ассимилируются, вследствие чего появляются смешанные браки. Таким образом они передают свою религию и культуру. То же самое происходит и в Акуше — население всё больше и больше приобщается к исламу.