ДАГЕСТАН. История распространения ислама на территории Дагестана растягивается на столетия. Первые миссионеры — арабы уходят с поля и приходят тюрки — сначала сельджуки, а затем татаро-монголы, которые продолжают великое шествие мусульманства. Одним из важных этапов этого процесса является противостояние Тимура и Тохтамыша.
После распада обширной Монгольской империи в XIII-ом веке появляются два крупных образования — Золотая Орда и государство Ильханов-Хулагуидов. На карте две территории были расположены таким образом, что Дербент становится пограничным рубежом между державами. При этом и сам Дагестан уже не представляет единое целое сообщество горцев, а разделяется: южная часть становится землёй Ильханов, северная вместе с Кайтагом и Гумиком отходит Золотой Орде, а вся оставшаяся между ними равнина начинает использоваться как арена ожесточённых схваток. Между тем оба государства на протяжении XIII-XIV вв. то принимают ислам, то отвергают, постепенно превращаясь из язычников и врагов мусульманства в приверженцев и распространителей.
Тенгрианство - древняя религия тюрков. Тенгрианство — одно из религиозных верований тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии и испытавших их влияние народов, в которой, особенно на уровне государственного культа, высшим считался Тенгри - обожествлённое небо. И вот мы подходим к моменту, когда между золотоордынским ханом Тохтамышем и правителем Чагатайского улуса Тимуром завязывается конфликт. Разгневанный Тамерлан в знак мести выступает в Дагестан и его войска совершают нападения на вражеские аулы Северного Кавказа, планомерно завоёвывая и приобщая их к исламу. Таким образом они обходят междуречье Терека и Сулака, не терпя поражений.
Тохтамыш. Когда они подходят к селению Ушкуджа, то на помощь к местным жителям отправляются мусульманские войска из Кумуха. Бой они проигрывают и некоторые из отряда-подмоги попадают в плен. Кумухские старшины, узнав об этом, отправляются туда и признают вину, что они приверженцы ислама выступили против своих же, то есть тимуровской армии, защищая язычников — ушкуджинцев. В конце концов правитель монгольского улуса прощает изменников и уезжая даёт наставление: «Вы по прежнему порядку должны будете воевать с врагами веры, и держать обнаженным меч мести для утверждения ислама и не коем случае не пренебрегать достижения этой заслуги». Вследствие того, что в мире не остаётся ни легендарных, ни письменных источников о разорении Акуши учёные делают выводы, что жители села раньше других верхнедаргинцев принимают ислам. Хотя при этом их ближайшие соседи подвергаются жесточайшему нападению тимуровских войск.
Тамерлан. В противовес сильному аулу Усиша, Тимур возвышает акушинскую общину, оставляя там кадия, которому должны подчиняться все остальные верхнедаргинские общества. С этого времени роль Акуши начинает расти и становиться политическим лидером и религиозным центром В конце XV- начале XVI вв. в сеое рукою Идриса, сына Ахмада, переписываются два арабских сочинения ал-Газали ««Минхадж ал-абидин» и «Ихйа улун ад-дин». Сей факт говорит о том, что в селе появляются образованные люди, знающие восточный язык, однако сам себя он именует «жителем одного из селений Казикумуха», подтверждая вхождение территорий села Акуша в состав ханства Казикумух. Отсюда учёные приходят к выводу, что аул принимает веру благодаря ханским газиями, которые приходят сюда в конце XIV- го века.
Важную роль в процессе исламизации играли газии – воители за веру. Их отряды, сосредоточенные в крепостях, с помощью мусульманских общин совершали походы против иноверцев. В начале их содержание осуществлялось центральной властью, но затем поступления уменьшались, что вынуждало эти военные отряды кормиться за счет набегов в страны, объявленные ими «неверными. Таким образом Акуша становится одним из политических центров верхних даргинцев и важным центром распространения исламской религии в Дагестане.