КБР. «КБП» продолжает знакомить читателей с победителями выставки инновационных проектов молодых учёных Северного Кавказа. Один из них – «Технология создания реабилитационной программы для людей, страдающих постковидным синдромом», признанный победителем в номинации «Лучший социальный проект». Проект реализуется Институтом педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ. Как объяснила руководитель проекта, клинический психолог Анастасия Мошура, проект нацелен на решение проблемы реабилитации пациентов, у которых наблюдается так называемый постковидный синдром – совокупность симптомокомплексов нарушений организма вследствие перенесённой потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой коронавирусом. «Сейчас все озадачены проблемой лечения ковида, - комментирует руководитель проекта. – Но мы не должны забывать и о том, как помочь тем, кто уже излечился от него. Ковид – это новый вызов, последствия которого могут повлиять на психическое здоровье, существенно снизив тем самым качество нашей жизни. Поэтому крайне необходимо проводить реабилитацию для возвращения к нормальной жизни». По её словам, к настоящему моменту сформировался даже полноценный общественный запрос на диагностику психических нарушений и оказание психотерапевтической помощи населению. Это подтверждается результатами анализа статистических данных Китая. Однако статистика – не единственная причина, которая навела автора проекта на идею наладить процесс психологической помощи.
«Члены моей семьи, как и многие другие, перенесли ковид и я, как психолог и психотерапевт, наблюдала последствия этого, - говорит Анастасия Мошура. – Часто слышала и от собственных пациентов жалобы на снижение памяти, затруднения с мыслительным процессом. Мне стало интересно разобраться: насколько в действительности перенесённый ковид снижает качество жизни человека». Информации к размышлению ей также добавили наблюдения, сделанные в процессе работы по направлению «Танцедвигательная терапия» - психотерапевтический метод, в котором танец и движение используются как процесс познания своих мыслей, эмоций и ощущений, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида. Тогда она задалась вопросом: а нельзя ли применить эту методику и против последствий ковида? Окончательному формированию замысла помог собственный опыт: «Получилось по принципу «нет худа без добра»: до того я не совсем представляла, с чем именно работать, но заболев и пробыв четырнадцать дней в самоизоляции, получила прекрасную возможность изучить проблему, так сказать, изнутри. С этой целью я завела специальный дневник «Ковид глазами психотерапевта», куда стала заносить все наблюдения. С проблемами я столкнулась уже на второй день и постаралась помочь себе сама, тестируя на себе самые разные методики. Уже идя на поправку, пришла к выводу: если бы я этого не делала, неизбежно столкнулась бы с нарушениями психического здоровья. Человек, психотерапевтом не являющийся, конечно же, на подобное не способен и не справится, к примеру, с панической атакой. В итоге с больничного я вышла с идеей проекта, сообщив о нём своему научному руководителю Ольге Ивановне Михайленко - директору Института педагогики, психологии физкультурно-спортивного образования КБГУ, в лабораториях которого сейчас проходит вся работа». К постановке проблемы подошли ответственно, решив для начала обобщить индивидуальный опыт как можно большего количества пострадавших. С этой целью был разработан и запущен в сеть всероссийский социальный опрос, участие в котором на данный момент приняли около 600 человек. Он призван также выявить степень важности психологической реабилитации как во время ковида, так и после него. «Из-за стереотипа, что психология не особенно нужна, мы предполагали, что результаты будут не в нашу пользу, - признаётся Анастасия Мошура. – Однако около 80% опрошенных одобрили предлагаемую возможность, а 75% - выразили согласие воспользоваться ею. То есть люди действительно в этом нуждаются. Что интересно: ответы у разных опрашиваемых на один и тот же вопрос практически идентичны». Непосредственно оказывать помощь планируется в специально созданном центре посредством как реальных встреч, так и с применением дистанционных технологий. Предполагается, к примеру, использовать информационно-консультационное сопровождение через социальные сети, очные индивидуальные и групповые консультации. Разрабатывается образовательный онлайн-курс «Основы диагностики и психотерапии клинических проявлений постковидного синдрома». «Вообще тренинги и консультации – вопрос непростой, поскольку необходимо изначально проводить клиническую диагностику, - говорит руководитель проекта. – Это будет помогать нам выявлять слабые места психики человека, на основании чего и будут разрабатываться реабилитационные программы для каждого человека. Если будут выявляться общие нарушения, то возможна организация групповых встреч. Тут всё зависит индивидуальных особенностей человека, его личной готовности работать». Объём работы предстоит ещё очень большой: будут задействованы студенты-медики и специалисты в других сферах, которые помогут понять всю картину симптоматики постковидного синдрома. Поэтому планируется расширение команды. Помимо работы по основной задаче авторы намерены также сделать проект образовательной площадкой для будущих психологов. Кроме того, проект выиграл в 10 Международном конкурсе научных и исследовательских проектов «Вершины познания», проходившем в Санкт-Петербурге и в марте будет представлен в финале конкурса в Сербии.