ЧЕЧНЯ. Сегодня немало чеченцев горят желанием поквитаться с украинскими националистами. И не случайно. Ведь именно бандеровцы в начале 1990-х стали одной из той сил, что принесли гражданскую войну на чеченскую землю. Как так случилось - расскажем далее.
Посланцы от УНА-УНСО. Итак, началось все еще в далеком 1993-м году, когда представители украинского националистического движения УНА-УНСО (запрещено в России) обратили внимание на пришедший к власти режим генерала Джохара Дудаева. Бандеровцы зацепились за антироссийскую риторику Дуки. Да и решили с мятежным президентом Ичкерии связи завязать. Тот явно не против был. Хотя украинские националисты в том же 1993-м успели и на стороне грузинской армии против абхазов повоевать. Которых, минуточку, Шамиль Басаев со своим отрядом поддерживал.
Первая встреча. В 1993-м в Грозный прибыла крупная делегация бандеровцев во главе с самим Дмитро Корчинским, лидером УНА-УНСО. Корчинский и Дудаев побратались, заверили друг друга в совместной поддержке против России. Было принято решение о создании в рядах армии Ичкерии так называемого отряда «Прометей», набранного именно из бандеровцев. Каждому из бойцов «Прометея» полагалась выплата в 3 тысячи долларов от Дудаева. Командование отрядом взял на себя сам Корчинский. Для Джохара появление такого отряда стало отличным подспорьем в информационной деятельности против России. Вон, мол, украинцы даже за нас! Для бандеровцев же появился шанс получить столь ценную военную подготовку.
На войне как на войне. Все равно где воевать, лишь бы против России, - говорили бандеровцы. Украинские националисты приняли активное участие уже в сражениях против андидудаевской оппозиции осенью 1994-го года. В реальном бою от бандеровцев толка было, правда, мало. Зато они отлично умели расправляться с пленными и мирными жителями... Дмитро Корчинский тогда широко прогремел по российскому ТВ. Когда перед телекамерой допрашивал российских танкистов, попавших в руки к боевикам во время неудачного штурма Грозного 24-26 ноября 1994-го.
"Викиниг" и "Прометей". В первую чеченскую против федералов в Чечне воевало уже два отряда бандеровцев. «Прометей» Корчинского и набранный на западной Украине ему в помощь «Викинг» Александра Музычко (Сашко Билого). Каждый отряд насчитывал по разным данным до 25-30 человек. Как боевые солдаты националисты, понятное дело, не годились. Как в силу отсутствия реального боевого опыта, так и в силу слабого морального духа. Российские бойцы, а также сами боевики, за то нередко звали бандеровцев не иначе как «сало в окопах»... Зато в силу невероятной жестокости наемников можно было использовать при «работе» с пленными, а также непокорным мирным населением. Ну и в диверсионной работе - благодаря славянской внешности бандеровцы могли втираться в доверие к российским военным. И, например, заманивать федералов в засады боевиков.
Бандеровцы в рейде Басаева на Буденновск. Бандеровец Анатолий Лупинос, по одной из версий, сыграл немалую роль в обеспечении рейда Басаева на Буденновск в июне 1995-го. Именно он со своими украинскими земляками, не вызывая подозрений, мог сидеть в кабинах тех самых Камазов, что двинулись из Чечни на Ставрополье. Лупинос смог уйти из Чечни, дожил на родной Украине до 2000-го года, когда таинственно отправился на цокольный этаж бытия. Сашко Билый за подобную «деятельность», кстати, получил одну из высших наград Ичкерии - орден Къоман Турпал - «Герой нации».
Другим бандеровцам повезло меньше - некоторых боевики вообще в расход немедленно пускали, как только те становились ненужными. Например, при ранении или отходе в горы. Такая судьба, скорее всего, постигла, например, бывшего «афганца» из Харькова Олега Челнова. Тот, будучи бандеровцем, тоже любил втираться в доверие к российским военным и наводить на них огонь боевиков. Бесследно пропал в Чечне в 1995-м году. Дмитро Корчинский, кстати, смог унести из Чечни ноги. И даже пытался в 2004-м году избраться в президенты Украины. А в 2014-м снова был замечен на Донбассе среди националистов. Как и другой украинский националист, прошедший Чечню Игорь Мазур из Хмельницкой области.
Майданный премьер и Ичкерия. Ходят слухи и об участии в чеченской войне Арсения Яценюка - бывшего майданного премьера Украины. Правда, ничем такая информация не подтверждается. Ибо Кролик Сеня на тот момент еще совсем молодым студентом-ботаником был. Из дома боялся выйти лишний раз, не то в Грозный на войну съездить!
После войны. Бандеровцы также отметились в Чечне и во вторую войну. Но уже разрозненно - наемниками (чаще всего снайперами) в различных отрядах Басаева и Хаттаба. Всего за все время чеченского конфликта в нем приняло участие на стороне боевиков около 300 граждан Украины.С окончанием боевых действий в 2000-м году чеченские силовики начали активно ловить украинских националистов, когда-либо отметившихся на Северном Кавказе. Например, в 2010-е годы попались сразу три подобных личности - Александр Малофеев, Станислав Клых и Николай Карпюк. Вся троица выхватила в Чечне большие срока. Правда, Карпюка и Клыха Россия вскоре обменяла на ополченцев, попавших в руки к солдатам ВСУ. Post scriptum. Сегодня чеченские бойцы ежедневно ведут жесткую и беспощадную работу против бандеровцев уже на самой Украине. Под Мариуполем и в других местах. Такая вот прилетела с Кавказа неожиданная ответочка!