ЧЕЧНЯ. В частной коллекции (в числе экспонатов частного музея «Шира-гIала») хранится кинжал 19-го века. Утверждается, что он принадлежал Алибеку-Хаджи Алдамову. Экспертиза, насколько нам известно, не проводилась. Однако на лезвии имеется надпись «حاج عالبيك» (Алибек Хаджи) и число 1877 (год восстания под руководством Алибека Алдамова); на ножнах – «حاج عالبيك» (Алибек Хаджи). Это ценный экземпляр чеченского оружия.
Алибек-Хаджи Алдамов – сын Алдама и внук Аьрзу. Дядей Алибека был известный ученый Гази-Хаджи Зандакский. В 1877 году при возвращении из хаджа сын Шамиля, Гази-Мухаммад, встретился с Алибеком-Хаджи и передал ему шашку (или саблю), которую Гази-Мухаммад получил от Шамиля, Шамиль – от Гази-Хаджи, Гази-Хаджи – от Ташу-Хаджи, а Ташу-Хаджи – от имама Гази-Мухаммада. Сыну Шамиля было известно о скором начале очередной русско-турецкой войны; он надеялся найти поддержку в Чечне в лице Алибека-Хаджи, предлагая последнему устроить восстание против царской России.
В итоге так и случилось: в день объявления войны, 12 апреля 1877 года, началось «Чеченское восстание» под предводительством Алибека Алдамова. Восстание не имело ожидаемого успеха: чеченцы, истощенные Кавказской войной, не выказали ожидаемой всенародной поддержки восставшим. Люди устали, кто-то уже успел сблизиться с новой действительностью, а кто-то считал неразумным действия восставших. Как бы то ни было, пока Чечня, приняв на себя удар, отвлекла, помимо прочих сил, еще и две новые дивизии империи, Россия терпела неудачи от турков на кавказском фронте (кстати говоря, там же находился и чеченский полк под командованием Орцу Чермоева). Когда же восстание в Чечне закончилось неудачей, все силы, направленные на подавление мятежа, были отправлены в Закавказье, и ситуация на фронте изменилась.
В материалах утверждается, что уже через два года, в 1879 году, в Чеберлое, впервые со времени правления Шамиля, собирался Мехк-Кхел (Мехк-Кхеташо), который принял целый ряд судьбоносных решений по дальнейшему существованию народа и выстраиванию дипломатии в условиях новой реальности.