«Однобортный кафтан без ворота, но с газырями легко надевается, не стесняет движений, удобен в работе, походе и в бою. Соседи-казаки недолго глядели с завистью: они одолжили черкеску в горах и разнесли ее по равнинам»
Сегодня неизвестно, кто придумал черкеску такой, какой мы знаем её с вами. Право первородства отстаивают многие коренные народы на Северном Кавказе, но в первую очередь черкесы, они же кабардинцы или адыги. Почему? Потому что в их архиве имеется много доказательств. Иностранцы и русские, путешествуя в данном регионе, всегда акцентировали внимание на Кабарде, считая её жителей более развитее, чем соседние народы. Поэтому сложилось представление о том, что горцы именно оттуда заимствовали «форму одежды, вооружения, посадку на коне» и каждое мгновение внимательно следили за изменением капризной черкесской моды.
Немаловажный факт! – чисто черкесский костюм являлся образцом для служебных мундиров казачьего воска. Вот как иронично писал об этом факте Розен: «Офицеры в черкесском наряде гарцуют на славнейших черкесских конях».
«Одежда у черкесов, принятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, лёгкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов»[/i] Но по какому элементу люди стали отличать черкеску от не черкески? Учёные в один голос скажут – газырницы. Они были изобретены на территории Северного Кавказа и ни у одного народа – существующего или вымершего – даже мысли не возникало носить трубочки с зарядом для оружия на груди.
Черкеска - символ кавказских народов Новый элемент одежды стал нашиваться на сам костюм позднее, когда широкое распространение получило огнестрельное оружие. Первоначально газыри носили в кожаных сумках на поясе или через плечо. Горцы волочили с собой немало различных предметов, будь то нож, ружьё или кинжал и дабы облегчить себе жизнь, они придумали газырницы, которые нашивались по обеим сторонам груди, материалом изготовления служила красная кожа.
«Слово «газырь» происходит из арабского «хазыр», т.е. «готовый», и это удивительно точно передаёт смысл вещи: газыри, которые клались в газырницы – своего рода патронташ с готовыми зарядами». Можно просто провести эксперимент, мысленно убрав с черкески газыри и приравнять её к кафтану-халату. Тогда истоки происхождения костюма приведут ко временам прошлой эры.
Постоянный поток миграций, что переживал Кавказский хребет, установило большое количество связей коренных народов с пришлыми. В вопросе появление халата или кафтана учёные ссылаются и на хазар, и арабов, а если взглянуть на скульптурные памятники хеттов или изображение сасанидского всадника? – а учитывая связь с территорией Передней Азии, нельзя исключить, что корни черкески уходят в древние азиатские цивилизации. Так, если присмотреться к горельефному изображению, что было найдено в Васпуракане, датируемое IV-VII вв., то можно увидеть вооружённому мужчину, одетого в костюм, напоминающий нам горский.
Существует же в современном мире аксиома о «9-ти вещах, которые должны быть в гардеробе у каждой женщины»? Так вот черкеска приобрела монополию на место в сердце каждого горца и стала единственной вещью, который желал носить каждый житель Кавказа, да и не только. В начале XIX -го века с большою любовью наряд носил и Михаил Юрьевич Лермонтов, и казаки, а вслед за ними всеми члены царской семьи, не исключая императора Николая II .
Костюм мог быть бытовым, военным, праздничный, рабочим, длинным или коротким. Исторически сложилось несколько национальных нарядов, каждый вариант немного отличался в орнаменте, крое или украшениях, но одновременно с этим черкеска стала символом духовной и материальной культуры всех кавказских народов.