Завершившиеся боевые действия на Северо-Восточном Кавказе поставили перед российским командованием вопрос, что делать с теми дезертирами, которые некогда перебежали к «немирным» горцам. Помощник командующего войсками в Кубанской и Терской областях по управлению Терской областью полковник Белик (Беллик), одновременно занимавший должность командира Гребенского казачьего полка, получил 13 марта 1861 г. предписание, согласно которому «все семейства пленных и беглых солдат, вышедших из гор при покорении восточного Кавказа, исповедующие магометанскую религию, вместо поселения в предположенных солдатских слободках у озера Эзен-Ам и на Шаро-Аргуне, отправить в станицу Николаевскую, для водворения в этой станице, или вообще в станицах по Тереку, с обращением их в казачье сословие».
Одновременно соответствующие распоряжения получили и начальник войск, расположенных на р. Аргун, и начальник Ичкерийского округа. Они должны были подготовить посемейные списки переселенцев, а также согласовать время, когда те прибудут на новое место жительства.
Из рапорта, который подготовил для Наказного атамана Терского казачьего войска генерал-майора Попандопуло полковник Белик, стало известно о нелёгких испытаниях, выпавших на долю беглецов-ренегатов. Двадцать восемь семейств в 1859 г. должны были поселиться «на Андийских высотах у озера Кези-Ама, где для обзаведения хозяйством отпущено было от правительства на каждое семейство по 50 рублей серебром».
Сумма была достаточной и давала возможность приобрести все необходимые материалы для постройки дома и покупки орудий труда. Но ситуация складывалась для новосёлов крайне неблагоприятно. Отмечается, что «эти семейства два раза обзаводились у озера Кези-Ама постройками, и два раза кидали их по случаю тревожных событий в крае, и в этот последний раз получили приказание селиться у укр. Видень, где также обзавелись необходимыми для жилья постройками, но покинули их и здесь, вследствие переселения их по распоряжению начальства в Гребенской полк».
Опасения этих людей были небеспочвенны. Ещё при Шамиле многие перебежчики, рассчитывавшие обрести волю и независимость, оказывались жертвами горцев, обуздать которых не мог даже, казалось бы, всесильный имам. Об этом мы находим сообщение в труде его сподвижника - Гаджи-Али, поведавшего, что в 1851 г. «около 20 казаков, с жёнами и детьми и двумя священниками, пришли в Дарги-Ведено и просили у Шамиля земли, чтобы поселиться. Он указал им место, где бы они могли построить дом и церковь». В дальнейшем имам приказал переселить их «в Батлух, предписавши местному наибу поселить их там, отвести землю для посева и охранять их. Когда они увидели, что наиб не исполняет их приказания, то разбежались. Осталось их человек шесть, и тех окрестные жители в одну ночь умертвили».
Учитывая, что в рассматриваемый период в Чечне то и дело вспыхивали вооружённые выступления горцев, которые никак не желали смириться с новой властью, судьба поселян могла быть трагичной.
Прибыв в Гребенской полк, амнистированные дезертиры уже не имели возможность приобрести необходимые строительные материалы. По словам полковника Белика, «истратив все деньги, отпущенные им для пособия, они теперь объявили себя не состоятельными обзавестись необходимым хозяйством и вследствие того просят довести о том до сведения высшего начальства». Они вновь просили выделить им сумму в размере 50 рублей серебром.
К сожалению, в материалах дела не сохранилась информация, были ли вновь предоставлены просимые средства, но то, что в судьбе новоявленных казаков приняли участие достаточно высокие начальники, позволяет предположить, что и на этот раз их не оставили без поддержки. Данный эпизод заставляет вспомнить библейскую притчу о блудном сыне, который покаялся и был принят любящим его родителем. Так и Россия простила своих непутёвых сыновей, забыв их былые прегрешения.
Источник:Клычников Ю.Ю.«Отправить для водворения в станицах по Тереку...»: судьбы российских дезертиров после завершения т.н. «Кавказской войны»//Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы десятой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. С.Н. Лукаша, А.А. Цыбульниковой .- Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2016. С.69-71.