Эверест - это Голгофа нашего времени. Те, кто идут туда, знают - у них есть все шансы не вернуться назад. «Рулетка со скалами»: повезёт - не повезёт.
Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание того, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом всё больше. То, что в обычной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма, - Александр Абрамов.
Там далеко не всё зависит от человека: сильный промозглый ветер, предательски замерзший клапан кислородного баллона, неверный расчёт по срокам восхождения или запоздалый спуск, обрыв перильной верёвки, внезапная снежная лавина или обвал ледопада, ну или истощение организма.
Зимой температура в ночное время суток опускается там до минус 55 - 65°C. Ближе к верхушечной зоне дуют ураганные метели скоростью до 50 м/с. В таких условиях мороз «по ощущениям» - минус 100 - 130°C. Летом столбик термометра стремится к 0°C, но ветры всё такие же сильные. К тому же на такой высоте - круглый год чрезвычайно разреженная атмосфера, в которой содержится минимальное количество кислорода: на границе допустимой нормы.
Ни один альпинист не хочет закончить свои дни там, чтобы остаться безымянным напоминанием о случившейся трагедии.
За 93 года, прошедших с момента первой горной экспедиции к высочайшему пику Земли, около 300 покорителей Джомолунгмы погибли, пытаясь достичь её вершины. По крайней мере, 150 или даже 200 из них всё ещё находятся там, на горе - брошенные и забытые.
Большинство тел покоятся в глубоких расщелинах, среди камней. Они покрыты снегом и скованны вековыми льдами. Однако некоторые из останков лежат на заснеженных склонах горы в пределах прямой видимости, неподалёку от современных маршрутов восхождения, по которым туристы-экстремалы со всего белого света держат свой путь к «голове мира». Так, не менее восьми трупов лежат неподалёку троп на северном маршруте, ещё с десяток - на южном.
Эвакуация погибших на Эвересте - крайне сложная задача, ввиду того, что вертолёты практически не достигают такой высоты, а ослабшие люди физически не способны дотащить тяжёлый «груз 200» до подножья горы. В то же время тела погибших там хорошо сохраняются ввиду постоянных крайне низких температур и почти полного отсутствия хищных животных.
В наши дни новые покорители Эвереста в составе многочисленных коммерческих групп, преодолевая путь наверх, проходят мимо трупов погибших коллег-альпинистов.
Часто павшие скалолазы по-прежнему одеты в яркую специальную одежду: на руках - ветрозащитные перчатки; на теле - термобельё, флисовые кофты и пуховые свитера, штормовые куртки и тёплые брюки; на ногах - горные ботинки или войлочные шекельтоны с прикреплёнными к их подошве «кошками» (металлические приспособления для передвижения по льду и спрессованному снегу - фирну), а на голове - шапки из полартека.
Со временем некоторые из таких непогребённых тел стали «достопримечательностями» или ориентирами на местности вдоль общих троп - высотными отметками для живых скалолазов.
Один из наиболее известных «маркеров» на северном склоне Эвереста - «Зелёные ботинки». По всей видимости, этот альпинист погиб в 1996 году. Тогда «Майская трагедия» почти в одночасье унесла жизни восьми альпинистов, а всего за сезон сгинули 15 смельчаков - 1996-й оставался самым смертоносным годом в истории восхождений на Эверест до 2014-го.
Второй похожий случай произошёл в 2014-м, когда сход лавины привёл к ещё одной массовой гибели альпинистов, шерпов-носильщиков и пары сирдаров (главные среди нанятых непальцев).
Некоторые исследователи полагают, что «Зелёные ботинки» - это Цеванг Палджор - участник экспедиции, состоявшей из индусов или Доржье Моруп - ещё один член всё той же группы.
Всего в этой группе, что тогда попала в сильнейшую бурю, было с пол дюжины скалолазов. Трое из них на полпути к пику горы повернули назад и вернулись на базу, а вторая половина, включая Морупа и Палджора, продолжила свой путь к намеченной цели.
Спустя некоторое время троица вышла на связь: кто-то из них сообщил по рации коллегам в лагере, что группа уже на вершине, а также то, что они начинают спускаться обратно, однако им не судилось выжить в той «передряге».
«Зелёные ботинки». Примечательно, что в 2006-м английский скалолаз Дэвид Шарп, также имевший обыкновение носить горную обувь зелёного цвета, замёрз на смерть, пребывая на «крыше мира», вдобавок несколько групп его коллег прошагали мимо умирающего, когда тот ещё дышал, полагая, что перед ними лежат «зелёные ботинки» образца 1996 года.
Съёмочная группа канала «Discovery» пошла ещё дальше - их оператор заснял умирающего Дэвида, а журналист даже попытался взять у него интервью. Правда, телевизионщики, могли не знать истинное состояние его здоровья - днём позже, когда его обнаружила ещё одна группа, он всё ещё был в сознании. Горные проводники поинтересовались у него, нужна ли ему помощь, на что тот ответил: «Мне нужно отдохнуть! Нужно поспать!».
Скорее всего, среди причин смерти Дэвида - отказ газобаллонного оборудования и, как следствие, гипотермия и кислородное голодание. В общем, типичный диагноз для здешних мест.
Дэвид был небогатым человеком, так что шёл к вершине, не прибегая к помощи гидов или шерпов. Драматизм ситуации заключается в том, что имей он побольше денег, то его бы спасли.
Его гибель вскрыла ещё одну проблему Эвереста, на сей раз нравственную - суровые, меркантильные, прагматичные, часто даже жестокие нравы, бытующие там среди альпинистов и шерпов-проводников.
В таком поведении альпинистов нет ничего предосудительного - Эверест уже не тот, что пару десятилетий назад, ведь в эру коммерцаонализации там каждый сам за себя, а шерпы спускают на носилках к подножью горы только тех, у кого есть достаточно денег на своё спасение.
Сколько стоит совершить восхождение на Эверест?.
Большая часть экспедиций организуется коммерческими фирмами и происходит в составе групп. Клиенты таких компаний платят проводникам-шерпам и профессиональным альпинистам за их услуги, ведь те обучают аматоров основам альпинизма, а также предоставляют им «снарягу» и, насколько это возможно, обеспечивают их безопасность на протяжении всего маршрута.
Восхождение на Джомолунгму - недешевое удовольствие, которое обходится всем желающим в сумму от $25,000 до $65,000. Заря эпохи коммерциализации Эвереста - начало 1990-х гг, а именно 1992-й.
Тогда начала формироваться ныне организованная иерархическая структура профессиональных гидов-проводников, готовых претворить в реальность мечту альпинистста-аматора. Как правило, это шерпы - представители коренного населения некоторых регионов Гималаев.
Среди их обязанностей: сопровождение клиентов до «аклиматизационного лагеря», обустройство инфраструктуры пути (монтаж перильных страховочных верёвок) и сооружение промежуточных стоянок, «проводка» клиента и его подстраховка на протяжении всего пути.
Наряду с этим это не гарантирует того, что все они смогут добраться до вершины, а между тем некоторые гиды в погоне за «большим долларом» берут клиентов, которые по медицинским показателям априори не способны совершить «марш-бросок» к вершине горы.
Таким образом, если в начале 1980-х гг. за год на вершине бывали в среднем 8 человек, а в 1990-м порядка 40, то в 2012 году только за день на гору поднялось 235 человек, что привело к многочасовым пробкам и даже дракам между раздосадованными фанатами альпинизма.
Сколько времени занимает процесс восхождения на Джомолунгму?.
Подъём на вершину самой высокой горы в мире занимает около двух - трёх месяцев, что предполагает сначала установку лагеря, а затем - довольно длительный процесс акклиматизации в базовом лагере, а также короткие вылазки на Южное седло с той же целью - адаптация организма к недружелюбному климату Гималаев. В среднем за это время альпинисты теряют в массе 10 - 15 кг, ну или расстаются с жизнью - кому как повезёт.
Чтобы лучше понять, каково это, покорить Эверест, представьте следующее: вы надели на себя всю одежду, что есть в вашем шкафу. У вас на носу прищепка для белья, так что вынуждены дышать через рот. За спиной у вас рюкзак, в котором находится кислородный баллон, вес которого - 15 кг, а впереди - 4,5 км отвесного пути из базового лагеря к вершине, на большем протяжении которого придётся идти на носочках, противостоять ледяному ветру и карабкаться вверх по склону. Представили? Теперь вы хоть отдалённо представляете, что ждёт каждого, кто решится бросить вызов этой древней горе.
Кто первый покорил Эверест?.
Британская экспедиция на Джомолунгму (1924): Эндрю Ирвин - крайний слева в верхнем ряду, Джордж Мэллори - оперся ногой о товарища.
Задолго до первого успешного восхождения на вершину «крыши мира», которое состоялось 29 мая 1953 года благодаря усилиям двоих смельчаков - новозеландца Эдмунда Хиллари и шерпа Тенцинга Норгея, успели состояться около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум.
Участникам этих горовосхождений удалось покорить ряд семитысячников, расположенных в этих районах. Они также пытались подняться на некоторые из восьмитысячников, но успеха это не имело.
Действительно ли Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей были первыми? Вполне может быть, что они были не первопроходцами, ведь ещё в 1924-м Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин начали свой путь к вершине.
Последний раз они попадали в поле зрения коллег, будучи всего в трёх сотнях метров от рокового пика, после чего альпинисты скрылись за окутавшей их облачностью. С тех самых пор их больше не видели.
Ещё очень долго тайна исчезновения пионеров-исследователей, пропавших среди камней Сагарматхи (так непальцы называют Эверест), будоражила умы многих любопытствующих. Однако чтобы выяснить, что же случилось с Ирвином и Мэллори, потребовались многие десятилетия.
Так, ещё в 1975-м один из членов китайской экспедиции уверял, что видел чьи-то останки в стороне от основной тропы, но не стал приближаться к тому месту, чтобы не «выдохнуться», а ведь тогда человеческих останков там был куда меньше, чем в наше время. Отсюда следует, что вполне вероятно, это был Мэллори.
Прошла ещё четверть века, когда в мае 1999 года поисковая экспедиция, организованная энтузиастами, наткнулась на скопление человеческих останков. В основном все они погибли за предшествовавшие этому событию 10-15 лет. Среди прочего обнаружили мумифицированное тело Мэллори: он лежал лицом к земле, распластавшись, буд-то прижимаясь к горе, а голова и руки примёрзли к камням на склоне.
Его тело опутывал страховочный канат белого цвета. Он был перерезан или перебит - верный признак срыва и последовавшего за этим падения с высоты.
Его коллегу - Ирвина найти не удалось, хотя канатная обвязка на Мэллори указывала на то, что альпинисты были вместе до конца.
По всей видимости, канат перерезали ножом. Возможно, напарник Мэллори прожил дольше и был способен передвигаться - он оставил товарища, продолжив спуск, но также нашёл свой конец где-то ниже по крутосклону.
Когда тело Мэллори перевернули, то его глаза были закрыты. Это значит, что его не стало, когда он заснул, пребывая в состоянии гипотермии (у многих погибших альпинистов, сорвавшихся в обрыв, глаза остаются открытыми после смерти).
При нём обнаружили множество артефактов: высотомер, солнцезащитные очки, спрятанные в кармашке на полуистлевшей и растрёпанной ветром куртке. Также обнаружилась кислородная маска и детали дыхательного оборудования, какие-то бумаги, письма и даже фотография его супруги. А ещё - «Юнион Джек», который он планировал водрузить на вершине горы.
Его тело не стали спускать вниз - это сложно, когда у тебя нет дополнительных сил тащить тяжесть с высоты 8,155 метров. Его похоронили там, обложив булыжниками. Что касается Эндрю Ирвина - напарника Мэллори по экспедиции, то его тело пока не обнаружено.
Сколько стоит эвакуировать с Эвереста раненого или тело погибшего альпиниста?.
Проведение операции такой сложности, прямо скажем, стоит недёшево - от $10,000 до $40,000. Конечная сумма зависит от высоты, с которой производится эвакуация пострадавшего или погибшего и, как следствие, затраченных на это человеко-часов.
Сверх того, в счёт также могут быть включены расходы на аренду вертолёта или самолёта для дальнейшей транспортировки в госпиталь или на родину.
На сегодняшний день известно об одной успешно проведённой операции по извлечению тела погибшего скалолаза со склонов Эвереста, хотя попытки осуществления таких мероприятий делались неоднократно.
В то же время существуют не единичные случаи успешного спасения травмированных альпинистов, которые пытались покорить её вершину, но попали в беду.
checheninfo.ru