ЧЕЧНЯ. Герой Соцтруда, Народный артист СССР М. Эсамбаев через всю свою жизнь пронес высокое имя «къонах (чеч. - рыцарь)». Делясь с читателями своей книги «Мой Дагестан» о том как важно иметь свою индивидуальность, народный поэт Дагестана Р. Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».
Махмуд м его папаха. Может это и неожиданно, но по факту !.. Великий чеченец и гениальный танцовщик М. Эсамбаев заставил страну Советов уважать кавказскую папаху и считаться с чеченскими обычаями. Рассказывают, что он был единственным гражданином СССР, которому было разрешено сняться на паспорт в папахе. Более того, он был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на заседаниях высшего органа власти сидел в именно папахе. Очевидцы рассказывают, что однажды перед началом работы ВС СССР Л.Брежнев внимательно осмотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, заявил: «Махмуд на месте, можно начинать».
«Чеченский компот» при дворе Его Величества. Случилось так, что в 70-е в рамках межправительственного соглашения в Москву прибыл норвежский эксперт Карстен Дрейер. В ходе культурной программы месячного визита высокого стажера в Союзе он познакомился и с Махмудом, который принял высокого гостя - любезно предоставил ему свою Чайку, свозил его в Театр эстрады с Э. Пьехой организовал «настоящий чеченский пир», и пригласил его на свой концерт. Карстен был в восхищении от Махмуда, от его приема, от концерта. Прощаясь с Махмудом, Карстен сказал, что по возвращении в Норвегию его примет король и что он должен в деталях рассказать ему о визите в Союз и спросил: «Не может ли господин Эсамбаев научить меня хотя бы одному чеченскому слову?». «Хорошо!, - ответил Махмуд, - «дик ду!» Высокий гость, естественно спросил: «А что это означает?» - А это и означает - “хорошо”. ... Через месяц Карстен позвонил из Тронхейма в Москву и сообщил их общему знакомому, что при королевском дворе теперь в ходу своеобразный компот из английского и чеченского «слэнг от Эсамбаева» – «вэри дик ду» - “очень хорошо”.
Вдогонку... Махмуд много ездил по миру и был принимаем в самых высших кругах мира, однако, ни перед кем и ни при каких обстоятельствах он не снимал свою знаменитую папаху, которую сам он называл короной. Во время гастролей на Кубе к танцору пришел посыльный: «Вас приглашает в гости Эрнест Хемингуэй». Выяснилось: Махмуд ничего не слышал о знаменитом писателе. Выручил чекист, который сопровождал гастрольную группу: «Собирайся в гости, танцор, я тебе потом все расскажу». И «рассказал»: «Хемингуэя знает весь читающий мир, кроме тебя одного. Вот ему и стало любопытно посмотреть на столь редкостный экземпляр».