ЧЕЧНЯ. Удивительно, но факт М. Эсамбаев успел достаточно «наследить» и в советском кинематографе, и даже успел «вляпаться в первый отчественный видеоклип. Первой киноверсией Махмуда стала роль самого Эсамбаева (!). Да! Случилось именно так - он сыграл самого себя (под именем М. Ишхоева) в биографическом фильме режиссера Тофика Тагизаде («Азербайджанфильм» - 1962). В основу фильма лег очерк ингушского писателя И. Базоркина.
«Золотая орхидея» за «Злого гения». В 1967 г. лондонская кинофирма заказала советским кинематографистам экранизацию одноимённого балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». У англичан было только одно условие - роль Злого гения (волшебника Ротбарта) должен был сыграть только М. Эсамбаев. Узнав об этом, Махмуд в гостиничном номере включил запись «Лебединого озера», и Чайковский все дни (пока снимался фильм) «находился рядом» с танцором. В 1968 г. киностудией «Ленфильм» был снят цветной широкоформатный фильм-балет с участием Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский,). В том же году Эсамбаев был признан лучшим исполнителем роли Злого гения и получил в Париже своеобразного балетного «Оскара - «Золотую орхидею». Более того, Фильм получил также Гран-при V Международного кинофестиваля в Генуе (1969).
Любопытный факт. Чуть позже киношники по заказу «Союзконцерта» сделали клип (кстати, первый в нашей стране!), в котором лавным героем стал Махмуд. Этот клип крутили перед каждым концертом. Более 30 лет подряд зрители смотрели эту ленту и удивлялись: танцоры Мариинки как бы старели (что на пленке, конечно, невозможно), а 43-летний гений оставался молодым и современным. Он выиграл у целого театра, более того, он выиграл у Времени.
«Чеченский след» злого шамана. Культовый советский фильм «Земля Санникова» любим зрителями нашей страны, но вот далеко не все знают - одну из самых ярких ролей в ленте сыграл выдающийся М. Эсамбаев. Режиссёры фильма А. Мкртчян и Л. Попов долго размышляли, как должны выглядеть онкилоны - жители таинственный земли Санникова. Остановились на том, что изображать их будут профессиональные танцоры. Естественно, на роль вождя и шамана племени должны были попасть лучшие танцоры СССР. Вождём стал солист Бурятского театра оперы и балета Пётр Абашеев, а танцоры этого театра отлично подошли на роль членов племени. А вот неповторимый образ Черного шамана воплотил великой Махмуд, уже имевший за плечами опыт съемок в кино. Именно такой невероятный человек мог ввести в транс своими па и зрителя, и племя онкилонов. К слову, Эсамбаев, как профессиональный хореограф, был также и постановщиком танцев в ленте: все невероятные пляски дикарей он ставил самолично. Мало кто знает, но Махмуд мог запросто во время съемок и похулиганить - прямо в костюме шамана он посещал сельские магазины, нагоняя жуткий страх на продавщиц и покупателей.
Post scriptum. Позднее Эсамбаев снялся ещё в нескольких картинах. В том числе в своей последней киноработе сыграл мистического шамана - Бильге-Оола в узбекской исторической кинодиалогии «Зов предков: Великий Туран», но именно Чёрный шаман стал его наиболее яркой и известной ролью на экране.